Ещё в школе, классе в 8-м, у меня появился фотоаппарат "Вилия-авто". Чтобы получилось резкое изображение, там надо было угадать с расстоянием, определяя на глаз, сколько метров до объекта.
В студенческие годы я купил себе весьма неплохую (по сравнению с предыдущей камерой) зеркалку "Зенит-ЕТ". Там резкость наводилась уже поворотом кольца на объективе. Причём в этой модели реализовали классную, как нам тогда казалось, технологию наводки по микрорастру: в центре кадра, если смотреть в видоискатель, было круглое пятно, и вот внутри него надо было и ловить резкость, а вся фишка в том, что микрорастр, который представлял собой множество микроскопических стеклянных пирамидок, в этом деле очень помогал - было чётко видно, где резко, а где нет.
Много позже у меня появилась первая настоящая иностранная камера - Yashika 108. Тоже плёночная, но разница между нею и Зенитом - как между ХОНДОЙ и ЛАДОЙ. Помимо разных наворотов и удобностей, там была реализована технология наведения на резкость (пока ещё вручную) по КЛИНЬЯМ ДОДЕНА.
Суть в том, что в центре кадра там тоже был кружок, но разделённый горизонтально пополам. И если изображение внутри кружка было нерезким, верхняя и нижняя половинки не совпадали. Соответственно, чтобы получить резкую картинку, надо было совместить эти две половинки.
Разумеется, всё это было запрятано глубоко внутри фотоаппарата, и о существовании этих премудростей я знал только из литературы. А самих клиньев воочию никогда не видел. На картинке они выглядят вот так:
Позже я также узнал, что в других моделях фотокамер микрорастр и КЛИНЬЯ ДОДЕНА совмещены - для удобства пользователя, так сказать.
Но потом наступила пора автофокусных камер. И я понял, что к старому возврата нет.
Кстати, за рубежом этот эпоним не используют, технология носит название Split-Image Rangefinde.
Люсьен Жюль Эмиль Андре Доден (1 октября 1900 - 10 сентября 1989) - французский изобретатель.
Родился в Шаллане (Вандея), учился на архитектора в Школе изящных искусств. Однако грянул кризис 1928 года и архитекторы стали никому не нужны.
Доден был заядлым фотографом, и знал, что любительской фотографией в те времена обычно занимались состоятельные люди. А ещё - им постоянно нужны фотоматериалы и оборудование. Поэтому он занялся производством увеличительных приборов и стал изобретать новые устройства для фотографии.
Например, в 1949 году он разработал схему фотоаппарата "Alsaphot Cyclope" под стандартную плёнку 6х9. Там было реализовано несколько интересных идей, однако большого успеха этот аппарат не имел, и было продано всего 2000 устройств.
Другой интересной камерой стала "Alsaflex" - одна из самых первых зеркальных камер. В ней применялась уже стандартная 35мм плёнка, но кадр имел форму квадрата - 24х24, поэтому эта идея тоже не встретила понимания.
А вот те самые КЛИНЬЯ ДОДЕНА, реализованные в приборе под названием "стигмометр" или ДАЛЬНОМЕР ДОДЕНА, стали использовать практически все производители зеркальных фотоаппаратов.
Но потом дела на рынке стали идти всё хуже и хуже, и Доден снова сменил профессию, занявшись печатным делом, а затем, издателем и редактором. Он редактирует Справочник по изготовлению и полировке оптических линз (всегда доступен), который пользуется большим успехом у астрономов-любителей, желающих самостоятельно построить свой телескоп. А также редактировал свои мемуары и различные другие технические работы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!