Все те, кто знаком с историей Великой отечественной войны имеют представление (в общих чертах или достаточно глубокие, в зависимости от проявляемого личного интереса к теме) о том, почему и как вышло так, что верхмат за четыре месяца оказался у стен Москвы.
Но западная общественность в большинстве своем если и знакома с развитием событий на Восточном фронте в 1941/42 годах, то в лучшем случае очень поверхностно, а в худшем случае - по "мемуарам" Резуна (Суворова).
Поэтому публикация Карла Гамильтона на Quora материала Почему СССР так сильно проиграл в 1941/1942 годах? вызвала огромный интерес у западной думающей аудитории получив более 7,5 тыс. просмотров. И комментариев к статье было достаточно...
Я вам приведу повествование Карла Гамильтона. Нового вы из него вряд ли что узнаете, но подход западного эксперта, уверен, оцените. Учитывая, что в западном информационном пространстве подобных объективных просветительских материалов, ориентированных на свою аудиторию, единицы. А в заключение приведу наиболее яркие комментарии.
Карл Гамильтон
Почему СССР так сильно проиграл в 1941/1942 годах?
Я, наверное, написал около сотни ответов и постов о том, что многие аспекты советских вооруженных сил во Второй мировой войне не были ужасны, как принято считать, но люди редко спрашивают меня, как они на самом деле они проиграли в начале войны, потому что у всех на уме одно: «советские/русские тупые». Советская армия действительно сильно облажалась в 1941 и 1942 годах, и на этот раз я хотел бы воспользоваться моментом, чтобы привести несколько кратких примеров того, из-за чего Советы действительно облажались.
Когда немцы напали в 1941 году, у советской армии вообще было несколько проблем.
Во-первых, она не была оснащена так, как ей хотелось бы. Почти ничего из культового советского оснащения не было на тот момент в достаточном количестве: Т-34, Ил-2, ППШ-41, Катюша, ЗиС-3 и т.д.. Если они вообще существовали, то они были очень редки на тот момент и оставались такими примерно до 1943 года.
Во-вторых, Красная армия находились в процессе реорганизации и реформирования военной структуры. Зимняя война показала, что старая советская военная структура была не очень хороша и приводила в замешательство.
Одной из проблем в этом аспекте были ранг и авторитет. В 1935 году была введена система личных званий, после того как по окончанию гражданской войны в России были отменены офицерские звания, что было невероятно глупо. Однако эти новые звания были совершенно запутанными и часто представляли собой просто командные имена, такие как «Comdiv» (командир дивизии), из-за чего было неясно, кто в итоге из носителей такого звания имеет старшинство.
Лишь в мае 1940 года вновь были введены звания «генерал». Но даже при этом до 1943 года считалось невежливым произносить слово «офицер»! Итак, в 1941 году звание генерала было совершенно непроверенным, и многие генералы не чувствовали себя авторитетными. Кроме того, культура царского офицерского сословия на тот момент подрывали его.
Еще больше подрывало то, что СТАВКА и Сталин хотели, чтобы на каждом фронте присутствовали представители высшего командования. Это иногда срабатывало, когда представителем был хороший генерал, вроде Жукова, а иногда назначали идиота, который был, может быть, даже не военным, а политическим избранником.
Одним из таких примеров была битва за Керченский полуостров в Крыму. Во время этого боя политрук Лев Мехлис умудрился просто здорово накосячить. В этом случае 3 полные армии общей численностью около 250 000 человек защищали полуостров от довольно измученных войск Оси, в том числе румын. В период с 8 по 15 мая Лев Мехлис и СТАВКА разрушили оборонительные позиции этого фронта настолько сильно, что, несмотря на численное превосходство над нападавшими, Красная Армия просто упустила это преимущество. Ранены, убиты и захвачены в плен - потери 60% всего фронта примерно за 12 дней.
Написав Сталину о том, что все виной всем неудачам на Крымском фронте стал его фактический военачальник, Мехлис ходил по кругу, запугивая командиров различных частей на фронте, заставляя их делать глупости, вроде подготовки нападения на немцев. При этом было известно, что немцы будут атаковать их, а значит, у бойцов Красной Армии вообще не было подготовленной обороны.
Мехлис был настоящим куском der`ma, который был известен своей безжалостностью, и во времена "Барбароссы" появлялся в различных частях с расстрельной командой и без промедления казнил самовольно отступивших с позиций командиров. Эта репутация означала, что какими бы глупыми ни были его идеи никто не откажет ему. Он был безжалостным убийцей, и если бы он не умер в 1953 году естественной смертью, постсталинское правительство, вероятно, казнило бы его вместе с Берией.
Однако его ошибки не ограничивались запугиванием, он также заменил ключевых офицеров в середине битвы. Он заменил главных штабных офицеров своими менее компетентными людьми, которые не знали, что происходит. Это означало, что операции должны были быть остановлены, пока они не разберутся. Тем временем немецкая военная машина работала профессионально, а Красная армия была по существу вообще без руководства, неподготовленной и нескоординированной. Это не было провалом советского мужества, вообще офицерского состава, но высшее руководство буквально швыряло всё на пол...
Еще одна особенность советских операций и промахов СТАВКИ заключается в том, что руководители были нетерпеливы и паниковали. Думаю, все, кто столкнулся с новым способом ведения войны во Второй мировой войне, поначалу паниковали. Британцы и французы полностью запаниковали, британцы отступили в Великобританию и, по сути, в течение следующих 3,5 лет вели боевые действия с низкой интенсивностью, в то время как Франция полностью сдалась. Советский Союз запаниковал так же сильно, но не мог отступить на остров, а сдаться не было возможности. Итак, что они сделали? Они пробовали различные методы. Как я уже сказал, они казнили командиров на передовой и множество других хорошо известных людей. Но, пожалуй, самое вредное, что они делали в своей панике, — это их ПОСТОЯННЫЕ требования стремительных контратак.
Проблема с советскими контратаками заключалась не в том, что у них не было хорошего соотношения сил, или в том, что ими руководили идиоты-командиры, или в том, что им не хватало офицеров, как многие утверждают. Нет, проблема была в том, что у Советов никогда не было достаточно времени на подготовку!
Как только было собрано достаточно войск, советские армии тратили минимальное количество времени на подготовку к наступлению, сбор разведывательных данных и создание резервов, они были совершенно не готовы к тому, что от них ожидалось.
Например, второе сражение под Харьковом было частью наступления, которое было утверждено 17 апреля, но началось 12 мая, несмотря на значительные немецкие подкрепления, собранные в этом районе. Ожидалось, что всего за 3,5 недели подготовки это наступление с участием более 700 000 человек начнется - без разведданных, без готовых резервов, без скоординированного прикрытия с воздуха, без зон точного артиллерийского огня.
Оно ужасно провалилось и привело к потере около 200 000 человек всего за 2 недели. Это было типично вплоть до Сталинграда... Отличительной чертой операции «Уран» было то, что СТАВКА впервые за годы Второй мировой войны не пыталась заставить командующих на передовой перейти в контрнаступление, а позволила им не торопиться с подготовкой, обучением, разведкой и подготовкой своих войск к бою.
В итоге «Уран» - на самом деле хорошо спланированная и скоординированная контратака. Эта разница, как мы знаем, была довольно существенной, и после Сталинграда командирам на передовой доверяли гораздо больше, и им разрешалось выполнять свои планы или отменять их, если неудача казалась неизбежной.
И наконец, т.н. чистки на самом деле не уменьшили советский офицерский корпус до уровня, когда это имело значение, вопреки распространенному мнению. Проблема заключалась в совершенно неэффективной системе званий, подрыве авторитета командиров, микроменеджменте Сталина и Ставки, а также панике и нетерпении, которые приводили к дорогостоящим и повторяющимся самоубийственным наступлениям.
Со временем Красная Армия научилась, СТАВКА стала профессиональной, а бесполезных психопатов вроде Льва Мехлиса и Климента Ворошилова понизили в должности и отстранили от командования, заменив компетентными и внимательными командирами вроде Рокоссовского и Чуйкова. Высшее руководство Красной Армии в 1941 и 1942 годах училось путем сочетания «выживания сильнейших» и «проб и ошибок», Сталин научился доверять своим генералам, а Красная армия научилась быть армией, а не толпой...
Кристофер Ветмор, США
Спасибо тебе за это. ОЧЕНЬ приятно получить подробную информацию о том, как произошла эта катастрофа - и это звучит так, как будто Сталин и СТАВКА НИЧЕГО не узнали из Зимней войны.
Карл Гамильтон
Не совсем верно. На самом деле они узнали много, просто не все;)
Роджер Кармайкл, США
Как и в любом другом человеческом начинании, они должны были пройти «кривую обучения»... И они достигли мастерства.
Джордан Диандрапутра, Индия
Отличный пост, Карл. Кстати, планируете ли вы освещать чистки в Красной Армии в ближайшем посте? Я думаю, это была бы интересная тема, учитывая все эти разговоры о том, как это на самом деле влияет на армию и ее руководство.
Не говоря уже о многих менее известных фактах, таких как смерть Тухачевского и то, как она повлияла на концепции Deep Battle и Deep Operations, которые он помогал разрабатывать.
Продолжайте хорошую работу! Серьезно, ваши посты, наряду с видео на Youtube от TIK и чтением работ Гланца, Залога и Форчика, действительно побудили меня глубже взглянуть на советско-германский фронт Второй мировой войны.
Херш Бортман, Израиль
Re: Например, вторая битва под Харьковом
18 мая ситуация ухудшилась, и Ставка еще раз предложила прекратить наступление и приказала 9-й армии вырваться из образовывавшегося котла. Тимошенко и Хрущев утверждали, что опасность, исходящая от группировки вермахта в районе Краматорска, преувеличена, и Сталин в итоге снова отказался от идеи отхода...
...Вы правы, что Мехлис был идиотом, но, по крайней мере, он не был таким ybluydkom, каким впоследствии оказался Хрущев.
Так что ваше замечание о том, что Сталин научился доверять своим генералам, я бы переписал так, как Сталин научился доверять правильным генералам.
Карл Гамильтон
Хрущев не был генералом в Харькове, он был представителем СТАВКИ. В книге «Когда титаны столкнулись» Джонатана Хауса и Дэвида Гланца Хрущев не упоминается, поскольку он утверждал, что опасность немецких подкреплений была преувеличена. Говорят, что у советских армий не хватило времени подготовить и разведать намерения немцев.
Я также забыл упомянуть, что второе сражение под Харьковом было первым случаем, когда применялось новое советское построение танковых корпусов, заменив старый механизированный корпус, который был огромным. И у Тимошенко снова было всего 3 недели, чтобы тренироваться с формированием, которого никогда не было проверено.
На самом деле у него было много резервов, которые можно было бы использовать для предотвращения окружения, но он ввел их слишком поздно, потому что не знал, сколько и где находятся немцы, и потому что не был уверен, каким должен быть правильный стратегический уровень развертывания новых танковых корпусов.
Командирам не хватило времени разобраться в этих новых формированиях. Однако советские планировщики много анализировали Харьков, и они многому научились в битве, что будет использовано через 6 месяцев. Харьков был чрезвычайно дорогим уроком для СТАВКИ, но ценным. Они оптимизировали конфигурацию, роль и организацию нового танкового корпуса. И, следуя довольно похожему плану, но с гораздо большей разведкой и подготовкой, Советы добились успеха в Сталинграде шестью месяцами позже.
Филипп Троманс, Великобритания
Я читал, что Сталин никогда особо не доверял Коневу, который был убежденным коммунистом, но Жуков все время предлагал его в качестве командующего новыми группами армий, и у Сталина хватило ума поступить так, как предлагал Жуков.
Как оказалось, Конев оказался вполне благонадежным и был одним из самых способных командиров войны. Его политика развертывания своих танков в самом начале боя была очень эффективной и стала стандартной теорией Советской армии до конца советского периода. Жуков развернул свои танки через несколько дней после начала боя, в результате чего его пехота понесла огромные потери.
Джон Тейт, Великобритания
Тебе лучше не говорить моему отцу, что британцы запаниковали, он бы врезал тебе по уху... Сам бы потратил несколько часов в боях и пнул Роммеля в зад, прежде чем открыть рот.