Музеи порой изумляют абсурдом того, что там нельзя делать. Как вот есть у американцев странные законы типа "нельзя выкидывать из летящего самолета зимой оленя". Так и музеи порой что-то загнут, хоть стой, хоть падай.
И я понимаю, что в музее действительно необходимо следовать ряду правил, чтобы экпонаты оставались в сохранности и увидеть их могли не только мы, но и наши внуки, но.
Я хочу поделиться несколькими абсурдными запретами, с которыми встретилась в музеях в то или иное время. На этот пост меня вдохновило вчерашнее посещение Дома Бурганова в ходе прогулки по арбатским переулкам. О прогулке и том, что я там увидела, можно прочесть здесь, а сейчас о запретах. Это не рейтинг, музейные странности я располагаю в произвольном порядке. Это значит, что среди них нет более или менее абсурдных, они все для меня одинаково ку-ку.
Дом Бурганова. Нельзя фотографироваться на фоне экспонатов
Основу композиции составляют скульптуры, мягко говоря, недоступные пониманию обывателя, которым я, собственно, являюсь. Отдельные руки/ноги/головы/прочее еще полбеды. Всё это в какой-то момент начинается сюрреалистически смешиваться и что автор хотел сказать - Бог его знает.
Так вот, на входе мне и говорят: то, что вы там увидите, фотографировать можно, а на фоне этого самим фотографироваться нельзя. "Почему?" - спрашиваю я. - "Потому что гладиолус такие правила", - отвечают мне.
Ну ок. Если честно, там такие скульптуры, сложно представить, на фоне которой из них возник бы вообще соблазн сфотографироваться. Простите, если сейчас ненароком тронула чье-то чувство прекрасного.
Несвижский замок. Нельзя трогать пушку
Несвижский замок находится в Беларуси, он абсолютно удивительный, интересный, красивый, шикарно восстановленный и если вы поедете в те края, решительно рекомендую вам его посетить. Фото в галерее.
Подробнее можно почитать о нем в моей статье.
Когда нас привели в арсенал Несвижа, где хранится, собственно, всё, связанное с обороной замка, в числе прочих экспонатов показали несколько пушек. Увы мне, пушку я не фотографировала, но представьте себе обычную средневековую пушку: чугунная, максимально тяжелая и устойчивая, чтобы уж если бахнуть, то бахнуть.
Экскурсовод рассказывает: эту пушку обнаружить удалось буквально чудом, когда несколько лет назад чистили ров с водой, окружающий замок. Чистили его первый раз за последние лет 200. То есть чтобы вы понимали: пушка в несколько тонн сначала сколько-то лет стреляла ядрами во врага, потом она с замковой стены как-то упала в ров с водой, там сотни лет лежала, потом ее подъемными кранами доставали, и теперь она стоит красуется в замковом арсенале. Пишу я о ней потому, что на ней висит табличка: "НЕ ТРОГАТЬ". Мне вот просто даже интересно, а что с ней случится, если ее тронуть? Что с ней произойдет, если на нее залезть вообще с ногами и попрыгать? Ну ничего же. Её топором руби - ничего не случится.
Спрашиваю у экскурсовода: "А почему трогать нельзя?" - "Потому что гладиолус такие правила, отвечает она мне".
Музей Б.Н. Ельцина. Нельзя заходить за линию в зале Свободы
Это, если честно, моё любимое. Посмотрели в Екатеринбурге музей первого президента России. Ссылка на мою статью о нём здесь.
Лейтмотив экспозиции: Ельцин делал всё для того, чтобы люди в России почувствовали себя по-настоящему свободными. Последний зал музея так и называется: зал Свободы. Всё красиво, много воздуха, рефреном ото всюду визуально звучит слово "свобода", на одной из стен оно занимает всё пространство.
Я впечатленная, хочу сфотографироваться на этом фоне, подхожу к стене, и тут откуда-то сбоку материализуется девушка: "За белую линию не заходите, пожалуйста".
Это же просто стена с огромным баннером! Что случится, если я подойду ближе или даже облокочусь на него? И почему в зале Свободы надо ограничивать свободу вот так нелепо и демонстративно? Разумеется, я спросила у девушки, почему нельзя делать то, что нельзя. "Потому что гладиолус такие правила", - ответила она мне.
Крутицкое подворье. Нельзя подниматься на крыльцо храма
Это не музей, это храмовый комплекс, но в любом случае это памятник архитектуры и сюда приходят не только с религиозными целями, но и просто посмотреть, проникнуться исторической атмфосферой. Можно ходить где угодно, смотреть, трогать, всё хорошо. Но зачем вот тут висит эта ниточка, явно запрещающая подниматься на крыльцо этого храма?
Оно не очень высокое, с него сложно упасть. Да и упадешь - вряд ли пострадаешь. Ступени явно не старые и не древние (посмотрите на их покрытие), им невозможно причинить вред. Покрытие это совершенно определенно не вчера сделано, то есть, наступив, не испортишь незастывший бетон. Мне некому было задать сакраментальный вопрос "почему?", поэтому я ответила себе сама: "Потому что гладиолус такие правила".