Это вопрос по диагностике от подписчиков. Запрос явно не в том, чтобы я написала определение того или другого нарушения. Читатели, далёкие от логопедии, просто хотят, чтобы за этими терминами для них стояло понимание, о чем идёт речь в пояснительных текстах к видео с детьми на моём канале. Поэтому определения из учебника не даю умышленно. Они понятны только специалистам.
Понимаю, что от меня ждут короткого и предельно ясного ответа. Настолько сжато, чтобы вписаться в рамки комментария, ответить не смогу. Диагностические критерии занимают не один десяток страниц в учебнике по логопедии. Но попробую "спрессовать" ответ до нескольких абзацев.
В одном ролике собрала двух детей через 9 месяцев после начала логопедической работы. Обоим мальчикам было меньше двух лет, когда я с ними встретилась. Оба имели в активе несколько звуков, которые использовали для привлечения внимания взрослых. Только взгляд опытного специалиста мог увидеть в случае с Артёмом дизартрию, а у Лёвы моторную алалию. Всё расставила по местам динамика появления речи. Тёма через 2 месяца заговорил фразами, без труда выражал свои мысли. Лёва шёл к этому 7-8 месяцев, испытывая все типичные трудности алаликов: звуки вызывали долго и трудно, отдельно отрабатывали введение слов из 2-х слогов, потом из 3-х. Фразу буквально собирали через программирование и накопление словаря. Лёва долго говорил шёпотом, на грани слышимости. При выходе на развёрнутую фразу появились запинки в речи. Справились и с этим.
И вот почти через год работы мальчики практически сравнялись по уровню владения речевыми навыками. Снова нужен внимательный взгляд специалиста, чтобы определить, у кого была алалия, а у кого нет. Добавлю, что трудности со сравнительной диагностикой мальчиков увеличивало то, что у Лёвы есть еще и дизартрия средне-легкой степени.
Для лучшего понимания опишу не отягощенные варианты алалии и дизартрии.
Алалия
Алалия затрагивает речь системно. За что ни возьмись, надо формировать искусственно.
Звуки - вызывать, слоги - формировать, слова - соединять, фразы - программировать, интонации - отрабатывать, диалоги - "вытягивать", рассказы - накапливать, связную речь - активизировать.
Исходно ребёнок не только затрудняется в реализации замысла с помощью речи, но и сам замысел не кодируется его речевыми зонами из визуальных образов в словесные.
Если одним предложением, то так: речевая кора не посылает сигналы к органам артикуляции.
Дизартрия
Дизартрия - нарушено произвольное звукопроизношение. Из-за чего?
Сигналы, которые посылает центральная нервная система к органам артикуляции, проходят некорректно: слишком слабо или слишком сильно.
То есть ребёнок не имеет трудностей с тем, что сказать. Ему трудно артикуляторно реализовать мысли через речь так, чтобы его поняли. А само вербальное (т.е. оформленное словами) мышление присутствует.
Одним предложением: сигналы от речевых зон идут, но доходят до мышц артикуляции неправильно.
Я описала "чистые" диагнозы. То есть дизартрия не отягощена общим недоразвитием речи, а алалия не нагружена ещё и дизартрией. А ведь алалия в большинстве случаев идёт в паре с дизартрией. Каждый из диагнозов сложен, вместе же они не позволяют речи развиться естественным путём.
Одним предложением: мало того, что речевая кора не продуцирует сигналы, так ещё и дойти до мышц в нужном качестве им не дано!
Есть ещё множество других малоприятных "сцепок" по различным нарушениям. В рамках этой статьи останавливаться на других вариантах усложнения диагнозов не стану.
Возможности коррекции алалии и дизартрии
Вот от единственности или множественности диагнозов, от степени их выраженности и зависит динамика коррекции. С лёгкой дизартрией справиться значительно проще, чем с "чистой" моторной алалией. С дизартрией тяжёлой степени выраженности работать крайне сложно. Это многолетняя коррекция, до 5 лет! В то время как ребёнка с моторной алалией, при условии начала занятий не позже 3 лет, можно вывести в чистую речь за 2-3 года.
Чем больше диагностических отягощений, чем сильнее выражена степень нарушения и чем позже начата коррекционная работа, тем она будет более длительной и сложной.
Есть ещё и сенсомоторная алалия Это когда прилично страдает понимание речи, а не только потенциальная возможность выразить свою мысль словами. Но и в этом случае дело пойдёт легче, если не добавилась дизартрия. Женя, один из моих учеников, преодолевает "чистую" сесомоторную алалию. Дизартрических сложностей в артикуляции у него нет.
В речи Жени уже появляются сложные звуки. Свистящие, шипящие, даже [р, л] встают с минимальной нашей помощью. Мы будем долго вводить звуки в речь по причине сильно нарушенного фонематического восприятия. Но изолированно они довольно скоро будут звучать чисто.
А вот у Вани, кроме сенсомоторной алалии, есть дизартрия. Процесс постановки сложных звуков речи был длительным. Дело двигалось трудно, но всё уже позади. К 8 годам мы наконец скорректировали дизартрические проявления.
Коротко не получилось, слишком сложные это диагнозы - алалия и дизартрия.
Как-то спросила своего мужа, знает ли он, чем алалия от дизартрии отличается, ведь столько лет видит мою работу. Оказалось знает. Он дал самый короткий ответ из когда-либо слышимых мною.
Вот его ответ:
- дизартрия - это фс-фс-фс (показал межзубное произношение свистящих),
- а алалия - это "пшик" ( он изобразил звук губами, обозначив невозможность сказать слово, и грустно развёл руками).