Найти тему
ARINSKY

Великий Новгород: церкви Воскресенского монастыря на Мячине

Оглавление

Буквально в километре от центра Великого Новгорода в тихом уголке Воскресенской слободы находятся два храма, сохранившие многие характерные элементы Псковско-Новгородской архитектуры XII-XV веков.

Даже в разгар летнего сезона здесь безлюдно, сюда приходят лишь самые внимательные туристы или фотографы в поисках сочетания нетронутой природы и древней архитектуры. Вот и я добрался до храмов лишь в свой второй приезд в город.

Фото: Николай Кондаков, вид с востока
Фото: Николай Кондаков, вид с востока

Свое название церкви получили по расположению у озера Мячино, и принадлежали некогда Воскресенскому монастырю, упомянутом в Новгородских летописях уже в первой половине XII века.

Воскресенская церковь

Главный храм монастыря в честь Воскресения Христова (иногда указывается его посвящение Уверению Фомы в Воскресении Христова) был выстроен в камне в 1195-96 годах на месте деревянного.

К середине XV века церковь разрушилась от ветхости, после чего в 1463-64 годах на фундаментах старого храма было выстроено здание с повторением строгих архаичных форм, так что до середины XX века многие исследователи считали его постройкой XII века — с четырьмя опорными столбами, тремя апсидами, и одним куполом. Предположительно, изначально покрытие сводов было позакомарным.

Западный фасад: окна верхней части, в центре - входной портал XV века, заделанные окна подцерковья внизу.
Западный фасад: окна верхней части, в центре - входной портал XV века, заделанные окна подцерковья внизу.

При перестройке XV века храм оборудуется невысоким подцерковьем и деревянным междуэтажным перекрытием. Вход осуществлялся через портал с полуциркульным завершением, который можно видеть в центре второго яруса западного фасада. К порталу примыкало деревянное крыльцо на оригинальном фундаменте. Также существовал вход и с северной стороны здания — в сторону главных ворот монастыря и подходящей со стороны города улицы.

Верхняя часть фасадов церкви были оформлены характерными для Новгородской архитектуры рядами «бегунца и поребрика» (фото 3), средняя и нижняя часть — вкладными крестами на стенах; гораздо более редкий декоративный элемент — восьмиконечный крест центральной апсиды между окнами второго яруса (фото 2):

Монастырь был упразднен монастыря в 1743 году, его церкви стали приходскими. После этого здание Воскресенской церкви подверглось очередной переделке: декор фасадов частично срублен или заштукатурен, устроена простейшая четырехскатная кровля, своды и барабан были перестроены – новый барабан стал глухим и непропорционально маленьким:

Фото: И. Грабарь, начало XX века. Вид с юго-восточной стороны
Фото: И. Грабарь, начало XX века. Вид с юго-восточной стороны

Церковь серьезно пострадала во время Великой Отечественной, к 1960 году обрушился купол и кровля. В ходе реставрационно-консервационных работ начала 1960-х годов здание было перекрыто новым сводом, а барабан и глава обозначены металлическим каркасом:

Фото: Николай Кондаков. Вид с востока
Фото: Николай Кондаков. Вид с востока
Металлический каркас завершения вызывает массу дискуссий до сих пор. Кто-то считает это вполне интересным ходом, а любители чистоты архитектурного жанра яростно критикуют. А что думаете вы о подобном решении?

К северу от Воскресенской церкви находится храм Иоанна Милостивого, ещё более интересный для внимательного осмотра.

Церковь Иоанна Милостивого

Деревянная надвратная церковь на этом месте упоминается в 1193 году, а дошедшее до наших дней каменное здание было выстроено между 1421 и 1424 годом.

-7

К квадратному в плане основному объёму здания примыкает восточная апсида, в верхней части срубленная в XVIII веке:

С западной стороны здания изначально были устроены каменные хоры, к которым вела лестница. Основание хор опиралось на арочные перекрытия между опорными столбами и стеной. В западной стене был устроен входной портал, существовал и схожих южный вход. Выше фасад украшает фриз из пятиугольных декоративных нишек и трехчастная композиция из трех ниш с щелевидным окном по центру в верхней части:

Одно из двух основных особенностей архитектуры здания было обнаружено при исследовании 1960-х годов под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева.

Одностолпная палата - Николаевский придел

Согласно этим данным, изначально с северной стороны к зданию примыкала пристройка размером 8 на 7 метров, т.е. практически равная по площади основному объёму. Помещение было перекрыта двумя цилиндрическими сводами по направлению север-юг, которые упирались в центральный столб.

Следы примыкания пристройки, её сводов на северном фасаде
Следы примыкания пристройки, её сводов на северном фасаде

По церковным документам эта пристройка называлась Николаевским приделом, а по своему назначению, предположительно, являлась трапезной палатой монастыря.

Лучше представить предполагаемый облик церкви Иоанна и Воскресенского собора в XV веке поможет этот замечательный рисунок пером Л.Е. Красноречьева и составленный им план изначального здания:

Основная реконструкция церкви была произведена в 1672 году. Были разобраны своды и барабан, опорные столбы, хоры и каморы второго яруса. Взамен здание получило сомкнутый свод с восьмискатной кровлей и глухой барабан с небольшой главкой. Одностолпная палата была понижена и перекрыта односкатной кровлей, а к 1731 году полностью разобрана, её строительный материал перевезён в Юрьев монастырь «для строения погребов».

Западный фасад получил килевидное завершение портала, по его сторонам было устроено два окна с килевидным обрамлением, сохранившиеся до наших дней. При последующем ремонте храм получает простейшую четырехскатную кровлю:

Вид храма с юго-запада, архивное фото начала XX века
Вид храма с юго-запада, архивное фото начала XX века

При перестройке XVII века появляется наиболее характерная визуальная особенность здания.

Звонница над западной стеной

Подобные открытые звонницы весьма характерны для архитектуры храмов Пскова, среди Новгородских храмов можно назвать ещё звонницу церкви Андрея Стратилата в Детинце, и, конечно, отдельно стоящую звонницу Софийского собора.

Предположительно, изначально она была однопролётной, а к началу XVIII века был добавлен северный столб и звонница стала двухпролётной. Первоначальные столбы, в отличие от более позднего, декорированы нишками и поясками «бегунца и поребрика». Этим объясняется и несимметричное расположение звонницы над фасадом (фото 2):

Предположительно в это же время у западного фасада была выстроена деревянная паперть с лестницей на звонницу.

Согласно описанию архимандрита Макария середины XIX века – на звоннице было установлено четыре колокола, по два в каждом пролёте. Два из них были отлиты в 1647 г. при царе Алексее Михайловиче мастером Клейманом, о чем сообщали надписи на колоколах, выполненные латинскими буквами. Третий колокол датирован 1669 г.

Реставрационные работы 1962-63 гг. под руководством Л.Е. Красноречьева вернули зданию облик, наиболее близкий к XVII веку, с выявлением изначальных форм XV века и сохранением более поздних деталей.

-14

В настоящее время оба храма на Мячине закрыты, но заглянуть в этот тихий уголок Великого Новгорода я настоятельно всем рекомендую!

Вашему вниманию еще несколько публикаций о Великом Новгороде:

Спасибо за Ваш интерес!