Найти тему
Взгляд учителя Елены

"Не человек, а событие!" 130 лет поэту, без которого трудно представить 20 век

Бенгт Янгфельдт. Ставка — жизнь.
Бенгт Янгфельдт. Ставка — жизнь.

Приступала к чтению книги и написанию этой статьи с волнением, потому что стихи этого поэта я очень люблю. Я многое знала и до встречи с этой книгой, но книга далась мне нелегко. Много личных драм, неприятных подробностей, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Вчера я уже спрашивала читателей, что они знаю (помнят) о Маяковском. Проанализировав несколько сотен страниц книги, я постаралась в этой статье остановиться только на двух моментах: Маяковский—поэт своего времени и Маяковский — человек, не созданный (или созданный?) для любви.

19 июля 2023 г — 130 лет поэту, для которого не было полумер. "Громада-любовь" и "громада-ненависть"ив лирике и в судьбе.

Но сначала краткие сведения, о которых вы слышали в школе или могли найти в автобиографии Маяковского «Я сам».

Маяковский родился в Грузии. После смерти отца он с матерью и двумя сестрами переехал в Москву, где в15-16 лет быстро втянулся в политическую борьбу, распространяя нелегальную литературу. Он был несколько раз арестован, сидел в тюрьме. Один раз 5 мес в одиночной камере. За эту деятельность его исключили из Строгановского училища, и тогда он оказался в училище живописи, ваяния и зодчества, где не требовалась справка о благонадежности. Там он и познакомился с Давидом Бурлюком, с которым они и организовали футуризм с кричащим манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Об истории взаимоотношений Лиля и Осип Брики – Владимир написано слишком много. Что это был за союз? Что они ценили и находили друг в друге?

Лиля и Осип Брик
Лиля и Осип Брик

Лиля в Осипе— блистательный, эрудированный ум.

Маяковский в Осипе— глубокую дружбу. Благодаря этой дружбе М. стал больше и систематически читать.

Осип в Маяковском— талант и приобщение к поэзии (Осип в СССР стал идеологом культуры, а источником вдохновения его теорий был Маяковский).

Вся их дружба основывалась на юморе, доверии, политической уверенности, что они строят лучший новый мир.

СЕЙЧАС НАС УДИВЛЯЕТ ЭТА СЕМЬЯ! Но в первом пролетарском государстве свободные любовные отношения стали обычным явлением (особенно в кругу интеллигенции таких троичных союзов было достаточно много).

«Мы жили в эпоху сексуальной революции, важен был лишь индивидуальный вкус, кому что нравится»,—Э.Герштейн.

Вероятно, такие фразы черпались из теории «стакана воды» Александры Коллонтай, пропагандистки свободной любви, которая утверждала, что удовлетворить сексуальные потребности так же просто, как выпить стакан воды.

Только в 1936 году будет принят новый закон о браке, который вернет семью в традиционное русло.

Внешность, манера, привычки поэта были в прямом смысле ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ: высокого роста (почти 190 см), громогласный, всегда двигающийся по помещению, дерзкий, самоуверенный, искрометный в шутке и в юморе. В стиле— эпатаж: нечесаные длинные волосы, шляпа, черная блуза и черный галстук.

Иллюстрация книги
Иллюстрация книги

Азарт во всем: карты (с ним страшно было играть, потому что не представлял себе размера проигрыша, а проигрыш воспринимал как личную обиду), бильярд. Маниакальная зацикленность на чистоте (носил с собой мыло, резиновый стакан, неохотно подавал руку для пожатия, даже через платок прикасался к дверной ручке). Курил много (до 100 сигарет в день). И за всем этим ранимый и чувствительный человек. Особая неуверенность и страх остаться непонятным в отношении с женщинами. Он совсем не умел притворяться, не знал меры (мог съесть сразу всю дыню, предназначенную для всех). Если ему казалось, что его не любили или мало любили, он мог броситься на постель и прорыдать в подушку.

ЧРЕЗМЕРНОСТЬ ЕГО ЧУВСТВ НЕ МОГЛА НЕ УТОМЛЯТЬ.

Он не был самодуром или скандалистом, в обществе он был вежливым и деликатным. О его перепадах настроения писали так: «Ровным и спокойным его не помню. То шумный, то веселый, то мрачный и молчащий по несколько часов»

НО ЕМУ НАДО БЫЛО ВЛАСТВОВАТЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ СРЕДИ БЛИЗКИХ.

Одним словом, его характер можно описать такими словами: то «сотрясал небеса», то «впадал в смертельное уныние»

ТВОРЧЕСТВО. В начале футуристической карьеры много приходилось работать, чтоб заявить о себе. Издавали они себя сами, маленьким тиражом (знали о них в Москве и Петербурге), нужно было ездить по стране и рассказывать людям о новом искусстве. Несмотря на то что встречали их где аплодисментами, где свистом, цель была достигнута: футуристы стали известными.

Когда началась Первая мировая война, М. захлестнула волна патриотизма. Как рассказывал Бунин, в тот день М. забрался на памятник генералу Скобелеву и читал патриотечкие стихи. К сожалению для нас, в тот момент М. воспевал войну: «Война не бессмысленное убийство, а поэма об освобожденной и возвеличенной душе!». Позже М. одумается и в поэме «Война и мир» и придет сознание коллективной вины за происходящее: «Люди! Простите меня!»

Сторону большевизма М. принял осенью 1918 года. К юбилею была написана не всеми понятая «Мистерия-буфф». И очень скоро М. почувствовал к себе враждебное отношение власти. А с легкой руки Ленина стали называть его творчество «хулиганским коммунизмом». На смерть Ленина М. написал поэму «Владимир Ильич Ленин», где славил коммунистическую партию и Ленина, который выступал в роли мессии (уже Маяковский ожидал, что скоро имя Ленина превратится в икону). ЛЕФ предупреждал: не канонизируйте Ленина (не услышали!)

Пастернак не понимал, почему М. с его талантом расходовал свой дар на совнархозы, бюджетный балланс и тд.

"Моя революция" В. Маяковский
"Моя революция" В. Маяковский

Сам М. считал себя поэтом масс и в течение жизни чередовал исторические эпические произведения с лирическими. Истинная любовь, по мнению М., невозможна без нового коммунистического общества, а поэзия должна подчиняться политике, как и поэт должен выполнять «социальный заказ». М. не был ни чекистом, ни членом партии, но это не мешало ему славить ЧК (ГПУ). Почему не вступил в партию? Противился всем формам субординации и принуждению. А в 29 году партии не нужны были уже романтики. Ей были нужны карьеристы, которых М. презирал и высмеивал в своих произведениях.

Иллюстрация к стихотворению "Прозаседавшиеся"
Иллюстрация к стихотворению "Прозаседавшиеся"

ЛЮБОВЬ. Главная женщина (но не единственная) в жизни М.— это Лиля Брик. Все тонкости отношений Лиля-Осип-Владимир здесь описать невозможно (для этого, действительно, нужно читать эту книгу или мемуары Лили и её сестры), но совсем об этом не говорить не представляется возможным, потому что все книги М. посвящал ЛИЛЕ. ОН ЕЁ ПРОСТО КОРОНОВАЛ в своих стихах

«Я люблю только Лилю. Ко всем остальным я могу относиться хорошо или очень хорошо. Но любить я уж могу только на втором месте»

Что их связывало, когда они были такими разными?

Лиля богата— Маяковский беден.

У нее высшее образование— он не окончил школу.

Она путешественница, говорящая на разных языках— он на тот момент за границей не был, кроме русского, говорил по-грузински.

Попытка создать сложную семью в итоге не удалась. По словам Лили, он стал «мещанским мужем», а она устала от его ревности, которую она глубоко презирала. Как поэта она его боготворила. Но в качестве мужа он был далек от её идеала. Даже когда произошел разрыв личных отношений, все равно продолжал оставаться союз идеалов и интересов.

Были в жизни М. еще две попытки уйти от Лилиного влияния и надежда на создание семьи.

Первая – Татьяна Яковлева.

Я все разно
           тебя
               когда-нибудь возьму -
одну
    или вдвоем с Парижем.
Я все разно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.

Она эмигрантка, он приверженный Союзу поэт, они не хотели афишировать свои отношения. Но накал их чувств был слишком высоким:

«Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след!»- говорила Татьяна.

«Письмо Татьяне Яковлевой» с самыми трогательными словами о любви знаменито тем, что это было первое после 1915 года любовным стихотворением, лирическим объектом которого не была Лиля. Лиля, узнав о связи М с Татьяной, всерьез заволновалась: «Что за женщина, по которой Володя сходит с ума и которой он пишет СТИХИ?!»— пишет она сестре.

Это стало для нее настоящим потрясением. Удар по самолюбию. Лиля мешала ему создать семью, он это понимал. Пока границы не способствовали соединению и счастью с Татьяной, внезапно в жизни М. появилась последняя его любовь, актриса МХАТа, Вероника Полонская.

-7

Она была замужем, но М. решительно настаивал на разводе. Пока Брики были в отъезде, торопил Нору с ответом выйти за него замуж. Тем более, что Нора была беременна от М. (сделала аборт). Полонская с ответом медлила. Она опасалась перепадов его настроения и его деспотичного желания владеть ею безраздельно.

САМОУБИЙСТВО. «Безумный самоубийца по призванию» (К. Чуковский).

Мысль о самоубийстве проходит через всю жизнь поэта и становится навязчивой идеей. Поэтому так тяжело М. воспринял самоубийство Есенина. Будучи в Петербурге, М. долго просил извозчиков объезжать гостиницу «Англетер»: не мог видеть это здание.

"Англетер"
"Англетер"

Маяковский не мог жить без общения с публикой, но порой эта публика доводила М. до нервного срыва. На одной из встреч со студентами к нему подошел молодой человек:

— Маяковский, из истории известно, что все хорошие поэты скверно кончали: или их убивали, или они сами.. Когда вы уже застрелитесь?

— Если дураки будут часто спрашивать об этом, то лучше уж застрелиться, - ответил М.

К конку 20-х годов М. часто испытывает нападки читателей:

—Ваших стихов мы не понимаем!

—Вас читать не могу! ( хотя могу читать любого)

—Докажите, что вас будут читать через 20 лет!

Всё это не могло не повлиять на психическое состояние М.

И 1 апреля (по новому стилю) Маяковский почти в присутствии Вероники Полонской пустил себе пулю в грудь.

Каковы же были причины?

Советское правительство устраивала причина личная («из-за бабы застрелился»). Личная драма, безусловно, была.

  • Прерванный роман с Татьяной.
  • Отказ Норы оставить мужа.
  • Разрыв с близкими друзьями. Но не единственная.
  • Бойкот выставки «20 лет работы».
  • Провал «Бани».
  • Психологическое переутомление.

Всю жизнь М. преследовал страх состариться («старому лучше не жить. А в 35 уже для мужчины старость»,— говорил он в 33)

М. стал ненавидеть то, о чем писал. Некоторые исследователи его жизни рассматривали самоубийство как политический протест, вызов Советской власти и осуждение её политики в области худ литературы («это не любовная история, это разочарование советским строем»).

Но если подводить итоги, то автор книги на последних страницах говорит так:

МАЯКОВСКИЙ БЫЛ АБСОЛЮТНО НЕ ПРИСПОСОБЛЕН ДЛЯ ЖИЗНИ.

Его постоянным спутником было чувство, что его не понимают.

Ему нужно,

чтобы читали ТЕ, кто не читает.
чтобы пришел ТОТ, кто не пришёл.
чтобы любила ТА, которая, казалось, не любит.

Очень грустная история жизни.

Станция метро Петербурга
Станция метро Петербурга

Спасибо за внимание!

Читайте о поэте, который родился на 150 лет раньше Маяковского, но без которого трудно представить себе 18 век

Российская литература
0