Найти тему
Жизнь советского человека

Их отправили шпионить и взрывать в советском тылу. А они включились в радиоигру с Абвером

Активная схватка между чекистами и агентурой Абвера всю войну шла не только на фронтах, но и в радиоэфире. Это было не чисто техническое сражение шифровальщиков, а борьба умов, профессионализма и бдительности.

Снята блокада Ленинграда
Снята блокада Ленинграда

В 1944 году, когда совсем недавно Ленинград освободили от блокады, к чекистам 124-й стрелковой дивизии неожиданно пожаловали двое военнослужащих. Тот, что посолиднее комплекцией, назвал себя старшим лейтенантом Николаем Масловым. Второй отрекомендовался Василием Напалковым.

Перед начальником контрразведки дивизии Василием Сергеевичем Смирновым один за другим ложились все шпионские атрибуты: рация, батареи, таблицы шифровки, документы, карты, оружие. А ещё почти 50 тыс. рублей. Пришедшие бойцы признались, что немецкие шпионы, а потом рассказали о себе.

Маслов очутился в немецком плену летом 1941 года, второй агент чуть позднее. Прошли несколько концлагерей. Потом Василия без его согласия забрали в разведку, а Николай напросился сам, рассчитывая сбежать. Сказал, что был радиолюбителем.

Подготовку проходили парой радист-разведчик в школе Абвера в Валге. Там и сговорились вместе прийти к своим. При отступлении немцы оставили их в Тосно, чтобы агенты фиксировали все передвижения советских войск по шоссе и железной дороге. И всё передавать немцам. Требовалось 5 дней отсидеть в замаскированной землянке, потом легализоваться, влиться в одну из дорожных частей, собирать данные и проводить диверсии.

Абвергруппа на выходе в город
Абвергруппа на выходе в город

Контрразведчики показания сдавшихся агентов тщательно проверили. Вся информация подтвердилась. Получается, бывшие пленные хоть и пошли на сотрудничество с немцами, но явились с повинной. А это многое меняло.

Учитывая удачную ситуацию, представитель контрразведки Ленинградского фронта, подполковник Фёдор Иванович Веселов предложил устроить через рацию агентов радиоигру с немцами для их дезинформации. Командование фронта инициативу одобрило.

В штабе разрабатывали нужные «данные», а чекисты несколько раз в неделю выезжали с агентами в замаскированную землянку и оттуда вели связь с разведцентром Абвера. Сначала передали о том, что обустроились нормально. Потом начали передавать дезинформацию, постепенно отвлекая внимание немцев от подготовки наступления на эстонском направлении.

Игра шла около двух месяцев. Немцы окончательно уверились в надёжности группы. Тогда у контрразведки появилась новая идея – выманить на нашу сторону ещё нескольких агентов и обезвредить. Передали радиограмму о том, что будут перебираться в Ленинград, где больше возможностей для сбора информации. В абвер-центре их инициативу одобрили.

Подполковник Фёдор Иванович Веселов / Смирнов Василий Сергеевич
Подполковник Фёдор Иванович Веселов / Смирнов Василий Сергеевич

Тогда наши запросили от немцев паспорта и другие документы. Только прислать их просили с надёжным человеком. В результате немцы выбросили ещё одного агента с документами и деньгами. У Тосно приготовили группу для его поимки. Но он сам пришёл к коменданту станции.

Новый агент рассказал, что Маслову и Напалкову верят, поэтому можно работать дальше. Ему же поставили задачу постараться устроиться на службу в комендатуру гарнизона. Чекисты стали работать дальше.

Через некоторое время агенты попросили питание к рации. Немцы дали указание искать возможности достать необходимое в городе. Через пару недель Маслов «попугал», что из-за этого чуть не провалил группу. А ещё добавил, что остатков батарей хватит не больше, чем на две недели связи. Чтобы угроза пропажи связи была весомее, в эту же передачу отправили особенно «ценные» для немцев сведения о том, что происходит в городе.

Слева направо: подполковник А. Корячкин, полковник И. Лоркиш, подполковники П. Соснихин и Федор Иванович Веселов. Фото 1944 г
Слева направо: подполковник А. Корячкин, полковник И. Лоркиш, подполковники П. Соснихин и Федор Иванович Веселов. Фото 1944 г

Фашисты сомневались. Их настораживала настойчивость просьб агентов. Но и полученная ими информация представляла значительный интерес. Поэтому нельзя было потерять группу из-за полной ерунды. Немцы хотели сбросить груз с парашютом на прежнем месте. Но наши собирались заполучить в своё распоряжение ещё одного агента. Немцам написали, что из города выехать не могут, т.к. дисциплина очень строгая. Поэтому просят отправить курьера по конкретному адресу.

Вскоре абверовцы согласились. Контрразведчики подготовили адрес в Ленинграде и усилили наблюдение за небом в районе Тосно. Они не ошиблись в предположениях. Вскоре там зафиксировали приземление двух парашютистов. Один сдался сразу. Второго начали искать. Агент, который сдался, сказал, что второй – немец. Его на станции не отыскали.

Немца задержали на квартире. Его отправили не только передать питание к рации, но и проверить, не работают ли агенты на Госбезопасность. В этом случае следовало их уничтожить. Хорошо подготовили немцы и легенду обратного перехода вместе с нужными документами.

Допрос диверсантов
Допрос диверсантов

Немец-агент из Абвера обратно не вернулся. Поэтому продолжать радиоигру больше не было смысла. Но благодаря операции к немцам ушла серьёзная дезинформация, были обезврежены агенты и даже пойман профессиональный немецкий разведчик, который дал немало важной информации.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.