Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 23. Серия 22 "Семя в космосе" ("Space seed").
В 1966 году, когда вышел первый сезон сериала "Star trek", ко многим вещам относились иначе. Лично у меня сейчас оригинальный сериал вызывает странное чувство, в котором умещаются умиление, недоумение и профессионально-интеллектуальный экстаз. И если последнее связано с тем, как преподносится в сериале психология, то остальное связано с моментами ценностными, мировоззренческими. Сейчас такой сериал мог бы, вероятно, выйти, только собрав приличную коллекцию претензий относительно сексизма со стороны обиженных жизнью феминисток.
К психологическому насилию, видимо, отношение тоже было иным. В очередном эпизоде мы можем наблюдать отсылку к "Потерянному раю" Мильтона и романтизацию абьюзера, причем романтизацию небезосновательную. И хотя в духе нашего времени любому абьюзу следует говорить категорическое "нет", "Star trek" дает интересную пищу для ума.
В 1990-х (то есть примерно за 270 лет до событий, связанных с экспедицией "Энтерпрайз") на Земле произошла Евгеническая война, последняя мировая война человечества, причиной которой стала попытка улучшить "породу людей" методами селективного размножения. Группе амбициозных ученых действительно удалось "вывести" своего рода "суперменов" (и чудо-женщин) – людей, чьи психологические и физические показатели были как минимум в два раза выше, чем у людей обычных.
Не долго думая, "супермены" попытались захватить мир. Когда же они всё-таки проиграли, примерно 80 "суперлюдей" просто исчезли. В их числе – и амбициозный Хан, который в 90-е какое-то время был абсолютным правителем четверти земного мира от Азии до Ближнего Востока.
И вот, спустя более двух веков, звездолет "Энтерпрайз" во главе с капитаном Кирком обнаруживают эту примечательную компанию, спокойно спящую на затерянном в космосе корабле...
Хан, будучи лидером "суперлюдей", в соответствии с программой пробуждается первым. Он быстро осваивается на "Энтерпрайз", захватывает звездолет, а затем начинает тешить себя мыслью о том, как бы захватить вселенную. Плохой парень? Как бы не так. Парень он замечательный, это методы у него нехорошие.
В эпизоде мы видим два аспекта личности Хана: с одной стороны, он завоеватель, "полководец", победитель, политик и воин, с другой стороны, он человек, выстраивающий коммуникацию по абьюзивной схеме. Для него даже нашлась подходящая жертва – историк, лейтенант Марла Макгайверс. Именно она и даст нам возможность внимательно посмотреть на отношения жертвы с абьюзером.
Марла – историк, а потому для нее в принципе крайне интересной является "находка", живые, настоящие люди конца 20 века. Она неровно дышит к той эпохе, тогда мужчины были "другими": активнее, смелее и колоритнее. Ну, а "супермен" активнее и колоритнее в кубе, видимо. В харизме и животном магнетизме Хану действительно трудно отказать, это признают даже мужчины. А еще он агрессивен и самоуверен.
Марлу в Хане привлекает всё, хотя вряд ли она могла бы конкретно и четко сформулировать, что именно. Он начинает подчинять ее методами, относительно которых многие современные психологи высказались бы однозначно: "Если вы замечали это за своим мужчиной, бегите".
Хан задает прямой (бестактный и неделикатный) вопрос:
– Почему вы укладываете волосы к такую некрасивую прическу?
– Это удобно.
– Но непривлекательно.
Хан частично распускает волосы Марле, гладит ее и настоятельно рекомендует ей запомнить то, как ей нужно укладывать волосы. Сегодня это и вправду выглядит диковато, особенно для женщин эмансипированных.
Марла идет у Хана на поводу, и он закрепляет ее поведение похвалой:
– Вы сменили для меня прическу. Отлично.
Хан переходит к более близкому контакту, а Марла, надо сказать, не особо против. Нет, он не заставляет ее, он ею откровенно играет, как любят играть все абьюзеры: он дает ей иллюзию выбора и угрожает разрывом связи с ним.
– Пожалуйста, не надо!
– Идите! Или останьтесь. Но останьтесь, потому что вы этого хотите. Итак?
– Я останусь ненадолго?
– Сколько минут вы мне любезно уделите?
– Я хотела сказать...
– Мне надоело! Теперь вы должны просить разрешения остаться.
– Я хочу остаться. Пожалуйста!
Улыбнувшись, Хан протягивает Марле руку с открытой ладонью, но когда она берет его за руку, он заставляет Марлу встать на колени:
– Открой мне сердце! Ты откроешь мне сердце? – спрашивает он весьма агрессивным тоном, и Марла покорно отвечает "Да".
"Супермен" посвящает Марлу в свои планы – захватить звездолет – и предлагает ей прейти на его сторону:
– Я хочу захватить корабль. Ты согласна?
– Не проси меня...
– Мне нужна твоя помощь!
– Никто не пострадает?
– Ты задаешь мне вопросы?!
– Нет!
– Ты мне поможешь?
– Пожалуйста, Хан, не проси...
– Тогда уходи! Я сказал иди!
– Нет. Я обещаю. Я всё для тебя сделаю.
Неприемлемо, не так ли?
Капитан Кирк и Спок к этому времени уже смогли понять, кто такой Хан.
Они не одобряют его методов общения и правления, но они искренне им восхищаются:
– Должен признаться, джентльмены, я всегда втайне им восхищался, – говорит член экипажа Скотти.
– Он был лучшим из тиранов и самым опасным, – высказывается Кирк. – Они в самом деле были сверхлюдьми. Сильнее, храбрее, амбициознее, решительнее...
– Джентльмены, – опешил вулканец Спок, – что за романтизирование жестокого диктатора?
– Мистер Спок, у нас, людей, есть варварская жилка. Это ужасно, но так уж оно есть, – говорит Кирк.
Во времена его правления не было резни, он не начинал войну первым... Да, в Хане, определенно, было "что-то хорошее".
– Джентльмены... – Спок снова попытался что-то возразить, но остальные лишь рассмеялись.
– Мистер Спок, вы нас не понимаете. Мы можем быть против него и в то же время восхищаться им.
Кирк, доктор МакКой, Скотти, Марла – они восхищаются Ханом так же, как восхищались бы Ричардом Львиное Сердце, Александром Македонским или Наполеоном. В некотором смысле они даже оправдывают его поведение. Хан – продукт селективной генетики, он не выбирал родиться таким. А ученые, создавшие "улучшенную породу людей", проглядели одну вещь: "Сверхспособности питают сверхамбиции".
Исторические великие личности в большинстве своем двойственные персонажи, ибо их деяния способны восхищать так же, как и ужасать. Обладая суперданными и сверхспособностями, Хан что, должен был устроиться на работу в офис?! Абьюзеры часто занимают руководящие позиции и, надо признать, руководители они сильные. Чтобы о них ни думали, а объективные показатели производства и прибыли при них растут.
Одержав победу над Ханом, капитан Кирк снимает с него все обвинения и предлагает высадить "сверхлюдей" на дикой, недружелюбной и негостеприимной планете.
Подходит ли это Хану? Он отвечает, ссылаясь на поэму Мильтона "Потерянный рай". Он действительно из тех, для кого "лучше править в аду, чем прислуживать на небесах". Теперь у этого падшего ангела есть то, чего он и хотел – возможность завоевать мир и построить собственную империю.
Перед Марлой встает выбор – предстать перед Трибуналом или отправиться с Ханом на дикую планету. Естественно, она выбирает второе и, думается, не просто из страха перед военным судом, ведь всегда были, есть и будут женщины, готовые быть рядом с наполеонами. Будучи психологическими "жертвами", они не воспринимают абьюз как нечто недопустимое. Во всяком случае, для них это представляется приемлемой ценой за силу, решительность, храбрость и амбиции своего партнера. Что ж, у каждого свои ценности.
Все статьи рубрики в этой подборке: