Найти тему
Свободное время

«Похождений бравого солдата Швейка» как протест

Совсем недавно пришлось перечитать и переосмыслить по-новому это художественное произведение, написанное во многом как фельетон.
И как же иначе заиграло оно новыми красками реалистичности в свете происходящих и разворачивающихся событий за последние три года, насколько оказалось актуальным.

И дело вовсе не в том только, что все народы мира вовлекают так или иначе в военные события — это не ново, не впервой. И сейчас, более чем достаточно военных корреспондентов, освещающих это во всевозможных СМИ. Ярослав Гашек разворачивает и вскрывает в своём произведении несколько тем, пластов, линий, и все они, на первый взгляд, противоречивы и многогранны. Это и противостояние обычного человека общественному бытию деспотизма власти, силам реакции, и атмосфере стукачества, коррупции и рвачества среди таких же как сам главный герой Швейк. Это нелепость и бесчеловечность, абсурдность войны со всем, что ей присуще, в том числе: во взаимодействии офицеров и солдат/вольнонаёмных; роль чехов, как людей второго сорта тогда ещё в составе Австро-Венгрии, их жажда вырваться и быть независимыми; роль духовенства, его лицемерие, распутство и служба интересам воюющей стороны; засилье бюрократии (будь то со стороны медкомиссии, суда или жандармско-полицейская бюрократия).

Автор показал общий кретинизм общества на примере Швейка, признанного комиссией идиотом, хотя вопросов больше к членам комиссии в количестве целых трех «уважаемых» членов. Исходя из вопросов, заданных Йозефу Швейку комиссией, вопрос кто же болен на самом деле, остаётся открытым. И, описывая впоследствии своё пребывание в сумасшедшем доме, Швейк отзывался об этом учреждении с необычайной похвалой и свойственным ему сарказмом:

«— По правде сказать, я не знаю, почему эти сумасшедшие сердятся, что их там держат. Там разрешается ползать нагишом по полу, выть шакалом, беситься и кусаться. Если бы кто-нибудь проделал то же самое на улице, так прохожие диву бы дались. Но там это — самая обычная вещь. Там такая свобода, которая и социалистам не снилась. Там можно выдавать себя и за бога, и за божью матерь, и за папу римского, и за английского короля, и за государя императора, и за святого Вацлава. (Впрочем, тот все время был связан и лежал нагишом в одиночке). Ещё был там такой, который все кричал, что он архиепископ. Этот ничего не делал, только жрал, да ещё, с вашего позволения, делал то, что рифмуется со словом жрал. Впрочем, там никто этого не стыдится. А один даже выдавал себя за святых Кирилла и Мефодия, чтобы получать двойную порцию.»

Ярослав Гашек раскрывает суть империалистической войны с присущим ему юмором, иногда чёрным, сатирой, где-то сарказмом, где-то гротеском. Но вместо того, чтобы выпячивать ужасы войны, автор показывает людей и общество, как на них влияет война в конкретных ситуациях. Через книгу автор явно высвечивает то, как люди, далёкие от войны, застигнутые врасплох, пытаются приспособиться к новым обстоятельствам.

В историческом контексте у Гашека явственно показана молчаливая борьба маленького чешского народа, вошедшего в состав Австро-Венгрии, которая совместно с Германией, втягивает их в войну с Россией и сербами. Протест чехов выражается в негласном саботаже против оккупировавшей её Австро-Венгрии и ведомой ею войны. А что они, чехи, могли ещё противопоставить, кроме саботажа?

В своей неприглядности показаны не только немецкие офицеры, но и выслужившиеся чехи из благородных господ, разговаривающие между собой на немецком. Тем самым они отгораживаются от своих же соплеменников, не считая их за людей. То есть, как минимум, двойное пренебрежение и унижение: со стороны австрийцев и со стороны своих господ.
В свою очередь, обычные чешские солдаты вымещают свою ненависть и невозможность ответить на оскорбления и самодурство офицеров на других таких же солдатах как и они, только иных национальностей, в силу их тёмного невежества, забитости и влияния правительственной пропаганды. С их точки зрения, они, инородцы (мадьяры, евреи, венгры и пр.), виноваты уже тем, что они другие.

«Военно-юридический аппарат был великолепен. Такой судебный аппарат есть у каждого государства, стоящего перед общим политическим, экономическим и моральным крахом. Ореол былого могущества и славы оберегался судами, полицией, жандармерией и продажной сворой доносчиков.»

Но, вот что примечательно и проходит красной нитью через все приключения, — это противостояние эдакого простака всей этой агрессивной машине в условиях войны, он гнётся, но не ломается и умеет так унизить офицера, что и придраться не к чему. Это невидимое сопротивление героя обстоятельствам идёт с помощью его “мягкой силы” обаяния и дурашливости, через множество историй, баек на каждый случай, которыми он буквально напичкан. Его побасёнки, обличая, кого-то доводят до белого каления, а кого-то увещевают, кого-то ободряют или просто отвлекают от тяжёлых дум в тяжёлое время. Швейк — образец того, как нужно владеть эзоповым языком, и нам всем сейчас необходимо этому учиться, ведь многое нельзя говорить открыто в эпоху “свободы слова” и буржуазной демократии.

Поначалу может показаться, что Швейк просто фаталист и плывёт по воле судьбы: он становится жертвой охранки, его отправляют в
дурку, несмотря на медицинские противопоказания его всё равно направляют на фронт, его проигрывает в карты фельдкурат (военный священник) и т.д. Но, вчитываясь, понимаешь, что никакого другого здравого протеста против такой системы быть не может, сопротивление “в лобовую” не сработает. И герой Швейка делает абсолютно гениальную вещь — манёвр под названием “нормальные герои всегда идут в обход”.

Он начинает полностью соответствовать системе по форме, доводя это до абсурда, но оставаясь собой по сути. Желание Швейка пойти в армию добровольцем расценивают как безумие или издевательство над армией его величества, а рвение попасть на фронт — как идиотизм. Ведь Швейк выполняет всё, что ему предписывается и его же считают умалишённым. И снова: кто здесь “идиот” и кто болен, Швейк или общество?!
С одной стороны Швейк абстрактен, собирательный образ, а с другой, — он яркий представитель, рядовой член общества и вполне конкретен.

Все события, связанные с нашим героем в ходе военных и около военных действий, сочно, рельефно, обличающе выписаны в похождениях, местами смешных до колик, местами грустных и реалистичных до цинизма. Война, которая требует совокупности всех усилий государства (политических, экономических, организационных), срывает маски, обнажает все пороки этого аппарата, этой машины, являет всю мерзость и бесчеловечность и даже гнусность.

Ещё одна линия, выведена Гашеком в книге через фельдкуратов: каждый представитель правящего класса прикрывается именно богом в своих интересах. Каждый пытается свои амбиции и алчность прикрыть именем бога. А как же третья заповедь "не упоминай имени Господа, бога твоего напрасно"? Именно под религиозными масками и знамёнами, с именем бога развязывались все войны, в т.ч. действовала инквизиция.
Религиозники всех мастей всегда извлекали выгоду и пользу, стояли на страже интересов государей и правящего класса. Никогда они не были вне политики, потому что всегда окормлялись "у кормушки" власть имущих, движимые алчностью и наживой в угоду своим личным амбициям и интересам и вынужденные всё это обильно сдабривать чудовищной разнообразной ложью и прикрывать лицемерием.

За более чем 30 лет "свободы веры и религий" в постсоветском пространстве что-то не появилось качественно нового «продукта» неустанных трудов воспитания разного рода служителей культов всех религий в виде ЧЕЛОВЕКА морального, нравственного, любящего всех и вся. Скорее наоборот, мы наблюдаем деградацию нравов, науки и культуры, мракобесие и оскотинивание до низменных животных инстинктов...Как же так?!
И со времён Первой Мировой ничего не поменялось по сути, лишь форма.

«А как только вспыхнула война, во всех костелах стали молиться за успех нашего оружия, а о боге начали говорить будто о начальнике Генерального штаба, который руководит военными действиями».

-3

В империалистических войнах нет интересов простого народа, трудящегося человека, люди лишь средство для решения личных интересов правящих элит. Сейчас это интересы транснациональных корпораций и монополий, что мы и наблюдаем на примере пополнения списков Forbes. Показательно, что в 37-м ежегодном рейтинге богатейших людей мира в 2023 г. число российских олигархов в нём выросло с 110 до 132 человек, по сравнению с 2022 г. Совпадение? Например, на 17-м месте оказалась основатель Wildberries Татьяна Бакальчук ($8,8 млрд), чьи сотрудники недавно устраивали забастовку. С прошлого года её состояние выросло в четыре раза ($2,1 млрд, 39-е место).

Ну, а теперь правительство вообще запретило публиковать, всё что касается их личных доходов, а также приостанавливается предоставление и распространение официальных статистических данных о добыче углеводородов в России. Чтобы не умничали, не критиковали, не задавали неудобных вопросов и не требовали справедливости.

Сегодняшние события в России и в мире, когда вскрываются все эти гнойники и обнажается вся эта мерзость, когда мы опять на пороге мировой войны, и трудящихся опять втягивают в межнациональную и религиозную бойню, пробуждается мысль об абсурдности сложившихся противоречий и ситуаций. И это особенно актуально и необычайно точно отображено у Я. Гашека.

«В то время как здесь короля били тузом, далеко на фронте короли били друг друга своими подданными.»

«Во всей Европе люди, будто скот, шли на бойню, куда их рядом с мясниками — императорами, королями, президентами и другими владыками и полководцами гнали священнослужители всех вероисповеданий, благословляя их и принуждая к ложной присяге: "На суше, в воздухе, на море..." и т. д.

Цитаты из книги, давно стали ходячими афоризмами на каждый случай, каждая из них «не в бровь, а в глаз», метко бьёт по действительности, когда напрямую сказать нельзя, а цитатами никто же не запретил. Так вот и будем осваивать эзопов язык иносказаний, цитируя классиков, внося их в свой арсенал просветителей. Потому что слово — это оружие, в нём могущество и сила, будем овладевать им не только для общего развития, но, и чтобы достучаться до умов и сердец тех, кто ещё только просыпается.

-4

Чешский сатирик Ярослав Гашек покинул нас в январе 1923, не дописав похождения своего Швейка, но оставив нам великолепную инструкцию для пользования, как благодарным потомкам. Гашек показывает, что такие люди, как Швейк нужны обществу как глоток свежего воздуха, чистой воды. Ведь только они могут вполне показать не только маразм устоявшейся, но уже гнилой системы, но показать даже, что можно бороться с ней по-хитрому. Но, мы то с вами знаем, что швейков нужно много, и Швейк — это не герой одиночка, а это метод в условиях реакции для человека общественного, для всех нас.
Нет смысла пересказывать книгу, её лучше прочесть и взять на вооружение.

«Вообще все в армии уже воняет гнилью, — сказал вольноопределяющийся, укрываясь одеялом. — Массы пока ещё не проспались. Выпучив глаза, они идут на фронт, чтобы из них сделали там лапшу; а попадёт в кого-нибудь пуля, он только шепнёт: Мамочка, — и все. Ныне героев нет, а есть убойный скот и мясники в генеральных штабах. Погодите, дождутся они бунта. Ну и будет же потасовка! Да здравствует армия! Спокойной ночи!»

Феникс

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт