Найти в Дзене
Морская коллекция

Вооруженные транспорты. Владивосток НАШ. «Манджур»

Оглавление
«Манджур» во Владивостоке 1860-1870 годы
«Манджур» во Владивостоке 1860-1870 годы

В XVI веке Россия, освоив Сибирь, вышла к Тихому океану. Дальнейшее продвижение к югу привело к столкновению Российской империи с Китаем. Первоначально даже не с Китаем, а с данниками и вассалами манчжур, которые в 1644 году покорили Поднебесную. Базой для морских исследований стал Охотск. Несмотря на суровую природу и логистические сложности, освоение Дальнего Востока активно продолжалось. Напомню, что в те времена Россия владела и огромными территориями на другом берегу Тихого океана, Аляской и частью Калифорнии.

-2

Бурное развитие России, расширение ее до естественных границ на западе, юге и востоке, привело к кризису роста. Демографических, экономических и военных средств для удержания и развития таких огромных земель империи тогда не хватало. Демографический бум после отмены крепостного права власть также не смогла использовать. Пришлось избавляться от "излишков". В 1867 году мудрые императорские чиновники сумели уговорить США купить Аляску, удержание которой в условиях господства на море враждебного британского флота виделось крайне проблематичным. Благо тогда с США усиленно дружили против общего врага.

Параллельно, царская дипломатия, пользуясь очередным глубоким китайским кризисом, продавило границу с Поднебесной на юг, отжав Приморье и закрепившись в Приамурье. Связать новые рубежи империи должны были железные дороги, которые усиленно строило царское правительство, в том числе и в Сибири. Кроме того, после окончания Крымской войны Александр II принимает решение об усилении обороны Дальнего Востока. С Балтики на Тихий океан посылается несколько отрядов крейсеров.

Картина Шиляева.
Картина Шиляева.

Для исследования бескрайнего Тихого океана, закрепления и защиты границ, освоения новых прибрежных территорий требовало множества различных кораблей и судов. У России тогда на побережье имелись только небольшие опорные пункты вроде Охотска и Петропавловска. Своего судостроения здесь еще как такового не было, верфи Балтики и Архангельска не справлялись с заказами по восстановлению флота после Крымской войны.

Поэтому часто приходилось пользоваться услугами дружественных североамериканских верфей. После Крымской войны в САСШ были командированы русские военно-морские офицеры для покупки и заказа кораблей, в том числе и для нужд Дальнего Востока.

Контр-адмирал П. В. Казакевич и капитан-лейтенант А. Е. Кроун сделали закупки в Северо-Американских Соединённых Штатах для нужд Дальнего Востока общей стоимостью в 1 276 316 рублей 30 копеек.

В корзине контр-адмирала П. В. Казакевича: пароходы «Америка» и «Амур», баржа «Лена», механическое заведение, морские и хирургические инструменты, книги, карты и прочее — всего вместе с доставкой на сумму 335 784 доллара 83 цента, или 478 493 рублей 37 копеек. У А. Е. Кроуна покупки солиднее: транспорты «Японец» и «Манджур»; паровое оборудование: аппарат для вбивания свай, землечерпательная машина, лесопильный завод, молот и проч. — всего с доставкой и другими расходами 519 905 долларов 86 центов, или 740 865 рублей 85 копеек. Транспорт «Японец» обошелся в 445 069 руб. 74 коп.

Еще одним активным закупщиком в интересах Дальнего Востока стал русский контр-адмирал финского происхождения И. И. Шанц, им был заказан в Финляндии клипер «Всадник» за 306 197 руб., во Франции корвет «Баян» за 415 717 руб., в США пароходофрегат «Камчатка» за 736 776 руб.

Транспорт «Манджур» обошелся российскому правительству в 259 215 рублей 23,5 копейки. Капитан-лейтенант А. Е. Кроун заказал его постройку в Бостоне в июне 1858 года, строителем был назначен Куртис.

В 1858 году с американским экипажем под командованием капитана Томпсона, имея на борту два паровых молота, землечерпалку и 500 пудов машинного масла, транспорт перешел из Бостона в Гонконг, а оттуда под командованием капитана Эллиота в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре). Там принял транспорт под своё командование лейтенант Сибирского флотского экипажа А. К. Шефнер и судно вошло в состав Сибирской флотилии Российского Императорского флота.

-4

«Манджур» («Маньчжуръ»). Бостонские верфи, корабельный мастерКуртис. Спущен на воду 1858 год. Введён в эксплуатацию 1859 год. Выведен из состава флота 24 декабря 1883 (5 января 1884) года.

Водоизмещение 816 тонн. Длина между перпендикулярами 80 м. Ширина по мидельшпангоуту 14,8 м. Осадка 5,1 м (с грузом), 3,4 м (без груза)
Двигатели-одна паровая машина 370 л.с. Движитель- паруса (трёхмачтовый барк), 1 винт фиксированного шага. Скорость хода 9,5 уз. максимальная. Экипаж 5 офицеров, 86 нижних чинов.
Вооружение- 3 × 12—фунтовых медных десантных орудия, 1 × 24—фунтовая пушко-карронада

«Манджур», парусно-винтовой барк, трехмачтовый с плоским дном. На корабле размещались 14-весельный баркас, весельный вельбот, 12-весельный катер, 6-весельная гичка и 4-весельный спасательный бот. Вооружение- до 1860 года были три 12-фунтовых медных десантных орудия и одна 24-фунтовая пушко-карронада. Транспорт был оснащен самым современным на тот момент штурманским оборудованием и навигационными пособиями.

-5
-6
-7
-8
-9

Все 25 лет службы транспорт провел на Тихом океане, доставлял продовольственное снабжение, строительные материалы, смену постовых команд, порох и патроны в строящиеся посты в бухтах Приморья, Сахалина, Камчатки, Хабаровского края, совершал опись берегов Дальнего Востока, был в научных гидрографических, топографических и геодезических экспедициях, посещал порты Японии, Китая и Америки.

С 1859 года «Манджур» в составе Сибирской флотилии вместе с пароходокорветом «Америка», паровым транспортом «Японец», винтовой шхуной «Восток», 5-пушечным пароходом «Амур» и паровым ботом «Суйфун». Командовал этим отрядом «командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана» контр-адмирал П. В. Казакевич.

3 (15) июня 1859 года транспорт доставил из Николаевска-на-Амуре в гавань Де-Кастри (ныне Залив Чихачёва) генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского.

Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского кисти Константина Егоровича Маковского
Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского кисти Константина Егоровича Маковского

15 июня отряд СВФ в составе пароходо-корвета «Америка», транспорта «Японец», корветов «Воевода» и «Боярин», клиперов «Стрелок» и «Пластун» встретил в Хакодате клипер «Джигит», а позднее «Америка», «Манджур», «Японец» и «Воевода» встретились с корветом «Новик» у выхода из Гамеленова пролива (ныне пролив Босфор Восточный).

Основными маршрутами транспорта были рейсы между Николаевском, Де-Кастри, Дуэ, Ольгой, Косуно, Новой Императорской гаванью (ныне Советская Гавань), а также грузопассажирские перевозки в Амурском лимане. Кроме того проводились промеры глубин, наблюдения за приливами.

В ходе экспедиции 1859 года граф Н. Н. Муравьёв-Амурский обратил пристальное внимание на ранее открытую и нанесенную английскими моряками на карты хорошо укрытую бухту Порт Мэй (Port May, ныне Золотой Рог, открыта английскими парусным фрегатом «Винчестер» и пароходом «Барракуда» в 1856 году под командованием адмирала Сеймура) в заливе Виктория ( Victoria, ныне заливе Петра Великого) и приказал с началом навигации 1860 года основать на её берегу военный пост Влади-Восток.

«…должна будет выступить в море под личным Вашим начальством и исполнить нижеследующие главнейшие предложения: 1) занять и укрепить два пункта для небольших команд в гаванях Новгородской и Влади-Восток, в заливе Петра Великого…»«…Предлагаю Вашему Превосходительству взять для десанта на суда Вашей эскадры только одну роту линейного батальона с положенным числом стрелков и разместить её поровну в укрепленных постах, которые Вы имеете честь основать в гаванях Влади-Восток и Новогородской…»— Из приказа на имя военного губернатора контр-адмирала Петра Казакевича

Пётр Васильевич Казакевич
Пётр Васильевич Казакевич

Приказ графа выполнил транспорт «Манджур», больше никого в распоряжении Казакевича не было. Транспорт «Японец» находился в Японии в распоряжении у капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачёва, транспорт «Байкал» стоял брандвахтенным постом в бухте Святой Ольги под началом лейтенанта А. С. Маневского, а шхуна «Восток» вместе с экспедицией В. М. Бабкина занималась постановкой по южному фарватеру бочек и других морских знаков, а также обследованием береговых партий заливов Ольги и Владимира. В 1860 году за отличие в военных действиях А. К. Шефнер (1832-1891) был произведён в капитан-лейтенанты (Алексей Карлович участвовал в Крымской войне на Балтике).

В приказе от 10 (22) мая 1860 года говорилось: Винтовому транспорту «Маньчжуръ», окончившему вооружение, согласно донесению командира, завтрашнего числа поднять флаг и вымпел, начав морское довольствие, а в четверг отправиться к мысу Чныррах и принять там строительные материалы для постов в южных гаванях.

2 (14) июня 1860 года транспорт покинул Николаевский рейд и вышел из устья Амура.

«…По рапорту транспорт и команда обстоят благополучно, больных два матроза и 14 солдат с 4 Линейного баталиона. Воды в транспорте 5 дюймов по выкачке… В ½ 10 снялись с якоря и пошли в порт Дуэ. В ½ 12 поставили паруса: Фор-Стаксель, Стаксель, Кливер и Бом-Кливер, Триселя, Бизань и Грот…».— Шханечный журнал военного транспорта «Маньчжуръ»
«В 12 день майя 1860 года… (неразборчиво)… верхних палах Николаевского рейда пополуночи. Случаи. Ветер свежий, облачно. В 8 часов вследствие предписания Господина Командира Сибирской флотилии и портов Восточного океана от 10 числа сего месяца за (неразборчиво) подняли флаг… На транспорте состоят: Командир оного 27-го флотского Экипажа Капитан-Лейтенант Алексей Карлович Шефнер; того же Экипажа Лейтенант Николай Александрович Кононов и мичман Василий Васильевич Козицкий; Корпуса Штурманов Прапорщик Михаил Кузьмич Дегтинский; Вольный Механик Карл Осипович Нюссер… Унтер-офицеров 6, рядовых 61, машинистов и кочегаров 18, фельдшер 1… Транспорт имеет три мачты, три (неразборчиво) пушки карронады весом каждая 96 ½ пуд.; машину в 370 нарицательных сил низкого давления. Транспорт имеет вместимости 800 тонов… (далее идет перечисление такелажа). …принято из порту для продовольствия команды: Сахару 19 пуд. 5 ф. 60 зол.; Чаю 23 фун. 1/3 зол.; Табаку 7 пуд. 35 ф. и Мыла 8 пуд. 37 фун.»— Шханечный журнал военного транспорта «Маньчжуръ»

Транспорт пополнил в Дуэ запасы питьевой воды, высадил в бухте Ольги флотских топографов, принял на борт несколько пудов говядины и утром 19 июня направился к Влади-Востоку. В пути транспорт пережил шторм и выход из строя машины. Дошли под парусами.

20 июня (2 июля) 1860 года «Манджур» под командованием А. К. Шефнера доставил на северный берег бухты Золотой Рог отряд солдат из третьей роты 4-го Восточно-Сибирского батальона под командованием прапорщика Н. В. Комарова, положивших начало основания поста Владивосток.

«…Того же июня 20 дня пополудни. Случаи. Часы 12. Ветр тихий. Ясно. Высота бар. 30,01 по тер. 13 ½. Сего числа свезено на берег: ящик с амуницией — 1; бочек с мясом — 4; пеньки 25 пуда; Муки ржаной 29 пуда; Крупы 4 пуда; ящик с ружьями — 1; Патронов 2160 штук, Котлов чугунных 3; веревок 5 пуд. 20 ф.; Листового железа 50 листов; Невод 1; Лошадь 1 и быков 2. В 12 ч. воды в транспорте 24 дюйма. Сего числа отправлено на берег 1 обер-офицер, 2 унтер-офицера и 28 ч. рядовых с 4 Линейного баталиона для занятия поста…»— Шханечный журнал военного транспорта «Маньчжуръ»

«20 июня… мы свезли на берег две пушки с боевыми снарядами, а также бревна и доски, заготовленные для постройки казармы на 100 человек». Кукель
-12

-13
-14
-15
Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток
Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток

Согласно записи мичмана В. В. Козицкого в шханечном журнале, на берег было отправлено 31 человек. Однако всего на берег перевезли 35-40 человек, дополнительно на твердую землю вывезли страдавших после шторма от морской болезни.

Вид поста Владивосток в 1861 г. (со старинной гравюры)
Вид поста Владивосток в 1861 г. (со старинной гравюры)

В августе 1861 года в бухту Золотой Рог вошел британский корвет «Энкаунтер» с вице-адмиралом Хоупом на борту.....Когда корвет «Энкаунтер» выходил из бухты Золотой Рог, вице-адмирал Хоуп сказал своим офицерам: «Мы опоздали».

Затем транспорт перешел в залив Посьет. Здесь был неожиданно обнаружен русский пост, уже выставленный в инициативном порядке 11 апреля 1860 года капитаном 1-го ранга И. Ф. Лихачёвым с транспорта «Японец». Командовал постом П. Н. Назимов, службу несли еще 20 бойцов. Лихачев поднял там российский флаг и объявил эти земли собственностью империи.

Авантюризм и самоотверженность Лихачева были оценены Генерал-адмиралом Константином Николаевичем:

«Ты совершенный молодец, и я обнимаю тебя мысленно от всей души!.. Все письма твои я давал читать государю, и он в высшей степени доволен твоей распорядительностью и находчивостью…»

Предписание предусматривало основание поста в бухте Новгородской (Порт-Луи). Однако начальники (командир «Манджура» А. К. Шефнер, адъютант есаул Б. К. Кукель и командир роты И. Ф. Черкавский) долго не могли разобраться-какая из бухт является Новгородской.

«Прибыв в залив, карту положили на стол… и давай смотреть, которая бухта Новгородская, от которого мыса надо её считать; решили считать с того места, где поставлена первая буква „Н“. От этой буквы и начали искать место…» «…Шефнер и предложил занять лагерь ближе к угольной ломке; тогда адъютант сказал ему, что он имеет приказание поставить пост в гавани Новгородской, а уголь находится в бухте Экспедиции, а потому этого сделать нельзя…». Назимов П.Н.

Корабль прошел все окрестные бухты, но место для поста нашел. 26 июня с корабля стали выгружать строевой лес и продовольствие, а 27-го были «свезены на берег — 1 обер-офицер, 4 у. о. линейного № 4 батальона, 1 фельдшер, 1 денщик и 50 рядовых».

1 (13) июля 1860 года «Манджур» снялся с якоря, чтобы идти в пост Владивосток. Однако на выходе из залива Посьета его встретил пароходо-корвет «Америка» под флагом контр-адмирала П. В. Казакевича, с которого подали сигнал — "следовать за ним". В

В Новгородскую гавань пришли уже два корабля. С «Манджура» здесь было перегружено на «Америку» 400 мешков каменного угля. 3 июля корабли перешли в бухту Экспедиции, где несколько дней всеми средствами помогали И. Ф. Черкавскому с началом разработок угля.

С транспорта «Манджур» были сняты 12-фунтовые медные десантные орудия и единственная 24-фунтовая пушко-карронада для обороны Новгородского поста. Они очень пригодились зимой 1860/1861 годов, когда на пост напал отряд Хунь-Чуньского фудутуна Цинской империи в 600 человек.

Капитан Черкавский Иван Францевич, командовавший обороной поста, сперва оглушил хунхузов гранатой, разорвавшейся у них сзади, а затем ядром из пушки-карронады разбил лед перед манчжурскими всадниками.

Черкавский организовал начало добычи угля на левом берегу реки Суйфун. В июле 1863 года Иван Францевич скончался от туберкулёза в Новгородском посту.

«Линейные батальоны вынесли на своих плечах все первоначальные работы по постройке церквей, городов, станиц, по организации всех сплавов, сослужив великую службу при занятии Амурского и Уссурийского краев. Нередко не только солдаты, но и офицеры жили в землянках при самых ужасных жизненных условиях. Многие из них умирали от непосильных трудов, лишений и климатических условий. Так погиб и идеальный офицер и человек, капитан Черкавский. Он всегда был впереди своих солдат, нередко работая наравне с ними физически. Мы, штабные, были белоручки сравнительно с этими героями; на нас сыпались награды, а те получали награды не земные, а загробные, находя в могиле, вдали от родины, успокоение от трудов и лишений. Вечная им память и царство небесное!». — Кукель Болеслав Казимирович, 1863 год

Во Владивосток «Манджур» прибыл 7 июля, 11 июля транспорт ушел в Николаевск-на-Амуре, по пути забрав дембелей в бухте Ольга и Императорской гавани.

В сентябре 1861 года Военный губернатор Приморской области в сентябре отправил «Манджур» на Сахалин к клиперу «Гайдамак», который 28 августа сел на мель у Дуэ. На транспорте командиру клиперу капитан-лейтенанту А. А. Пещурову были доставлены новые распоряжения, провизия, зимняя одежда и строительные материалы для команды клипера, военный инженер штабс-капитан Овсеенко и корабельный инженер подпоручик Титов.

Во время зимы 1863 года транспорт провел в Шанхае доковый ремонт. Рядом ремонтировался «Америка». В мае отремонтированный «Манджур» ушел в Николаевск.

30 июня транспорт из Николаевска с начальником эскадры Тихого океана контр-адмиралом А. А. Поповым попытался пройти в Аян и далее к Шантарским островам, но из-за плотного льда 7 июля вернулся в Николаевск, где Попов перешёл на шхуну «Алеут».

Вообще в 1863 году транспорт имел напряженный график рейсов между портами Японии, империи Цин и Российскими постами, с 1 января по 21 октября 1863 года 192 ходовых дня и 102 якорных дня, в том числе два месяца в Хакодате, отрезанный штормом вместе с «Америка».

Осенью 1864 года на зимовку «Манджур» и «Америка» поставили на плёсе ниже мыса Мео, но ранней и тёплой весной река резко поднялась и корабли снесло на грунт. Пришлось отправлять землечерпалку. До рейда был вырыт канал и в июне 1865 года корабли вывели на воду.

13 июля в 1869 года «Манджур» доставил на Муравьёвский пост 3-ю и 4-ю роту 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона. 16 июля на пост прибыл пароходо-корвет «Америка» с адмиралом И. В. Фуругельмом.

Отсюда «Манджур» был отправлен в селение Кусун-Котан с подполковником Ф. М. Депрерадовичем, подпоручиком В. К. Шваном и полуротой солдат из 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона для создания рядом с Муравьевским новыго поста, Корсаковского.

В середине сентября 1869 года на «Манджуре» под командованием капитана 1-го ранга А. К. Шефнера на Сахалин на Корсаковский пост были отправлены 100 переселенцев.

Алексей Карлович Шефнер
Алексей Карлович Шефнер

А. К. Шефнер командовал транспортом «Манджур» до 1870 года (около 12 лет!) включительно. За это он получил от императора Александра II «…добавочное жалование по 702 рубля в год за сбережение транспорта „Маньчжуръ“ в течение 10 лет.»

Алексе́й Ка́рлович был переведен в 47-й флотский экипаж Сибирской флотилии по личной просьбе, во Владивостоке он отслужил двадцать полных лет. В должности командира Владивостокского порта Шефнер руководил строительством судоремонтного производства (будущий Дальзавод) и посёлка моряков к северу от него. На «Манджуре» под командой Шефнера проходил стажировку С. О. Макаров.

Владивосток
Владивосток

В 1872 году уже под командованием капитан-лейтенанта Н. Валицкого, а затем капитан-лейтенанта П. И. Рыкова транспорт участвовал в переносе военно-морской базы из Николаевска во Владивосток. 3 мая транспорт доставил в город груз из Нагасаки и теперь получил постоянную прописку в бухте Золотой Рог.

Во время зимовки 1872- 1873 года в Нагасаки корпус корабля был проконопачен, а также была обшита медными листами подводная часть корпуса. В 1873 году командиром транспорта стал капитан-лейтенант Ф. П. Энегельм.

26 ноября (8 декабря) 1879 года, по изношенности, транспорт отчислен к Владивостокскому порту. 24 декабря 1883 (5 января 1884) года транспорт «Манджур» исключен из списков флота, но ещё до 1885 года находился на хранении во Владивостокском порту. В апреле в связи с обострением обстановки приводился в готовность к буксировке и затоплению в одном из проходов в проливе Босфор Восточный.

Из командиров и офицеров транспорта в контр-адмиралы вышли Энеге́льм Фёдор Петро́вич, Александр Иванович Вальд и Борис Карлович Де Ливрон. А. К. Шефнер стал генерал-лейтенантом по флоту.

Манджур_во_Владивостоке_1860-1870_годы
Манджур_во_Владивостоке_1860-1870_годы

«Манджур» и «Алеут» в бухте Золотой Рог
«Манджур» и «Алеут» в бухте Золотой Рог
Манджур_и_Алеут
Манджур_и_Алеут
-23
-24
Шхуна «Ермак», пароходо-корвет «Америка» и транспорт «Манджур» в бухте Золотой Рог
Шхуна «Ермак», пароходо-корвет «Америка» и транспорт «Манджур» в бухте Золотой Рог
-26
-27

«Манджур» в Японском море
«Манджур» в Японском море

Службу на Тихом океане несла канонерская лодка «Манджур» Российского Императорского флота.

В службе погранохраны продолжает нести службу патрульный корабль БОХР России проекта 850285 «Маньчжур».

-29

-30

Силуэт транспорта увековечен на вершине ростральной колонны при въезде во Владивосток. Это изображение в свою очередь радует глаз счастливых обладателей 1000-рублевой купюры Банка России образца 1995 года.

-31

Этим же силуэтом украшен логотип владивостокского книжного издательства «Владиздат»; значок города.

Значок с изображением транспорта «Манджур» и гербом города Владивостока
Значок с изображением транспорта «Манджур» и гербом города Владивостока

В честь корабля названы мыс на полуострове Краббе в заливе Посьета и бухта в западной части залива Петра Великого (с 1972 года — бухта Баклан).

Бронзовая модель военного транспорта «Маньчжур» установлена над входом штаба флота во Владивостоке.

«Манчжур» — название владивостокской морской шипчандлерской компании.

Памятный знак основателям города
Памятный знак основателям города

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам