Горе, как и счастье, появляются внезапно и в самых неожиданных местах. Иногда они ходят друг за другом…
Поселок Светлая. Почему Светлая, а не Светлый? Сначала была бухта Светлая. На берегу моря. Потом, говорят, бухту переименовали в поселок. А поселок не стали называть Светлым потому, что якобы где-то под Калининградом уже был поселок с таким же названием. И когда китайцы посылали посылку в поселок Светлый, то она уходила в Калининград и затем возвращалась в Китай. Очень неудобно было китайцам. Они же не привыкли к таким просторам. А может, чтобы враг не догадался. Граница все-таки, Приморский край.
Родителям моей Светы, Ивану Михайловичу и Ульяне Минеевне, как и всем жителям поселка скучать не приходилось. Ну, а пограничники не только по границе ходили, но иногда и в село заглядывали. И, как всегда, неожиданно и не вовремя, в основном по ночам. Ну, как незваные татары, слышали? А когда же еще паспортный режим проверять, внатуре?
Так случилось и на этот раз, зимой 1952 года. Не успела моя Светлана с трехлетним братишкой Сашкой порвать почему-то паспорт своей матери и бросить клочки в ночной горшок, как через пару дней явились они. Пограничники. С проверкой паспортного режима и обязательно ночью. Напомню, на дворе зима 1952 года и, страшно сказать, еще при Сталине. К их визиту уже успели ночной горшок освободить от содержимого где-то в огороде. Отсутствие паспорта, да еще в пограничной зоне, грозило катастрофическими последствиями: от многолетнего заключения до расстрела. И не помогло бы ничего: ни муж, ни корова за стеной, ни четверо малолеток, кричащих: «Мама! Мама!».
В результате ночного переполоха и безрезультатного поиска по сусекам пропавшего паспорта, остался один шанс: ломом поковырять содержимое ночного горшка, успевшее основательно замерзнуть где-то в огороде. Спасибо пограничникам, не пожалели аккумуляторов на фонариках, освещали отхожее место.
Горе, как и счастье, появляется внезапно и в самых неожиданных местах. Иногда они ходят друг за другом, как в нашем случае. Вот оно, счастье: ночью, на морозе, в отхожем месте при свете фонариков ломами отковыряли кусочки разорванного паспорта хозяйки дома. Если бы не это счастье, осиротели бы не только четверо детей, но и не появились бы на свет еще четверо.
И в те, суровые времена не удалось установить организатора диверсии, а сегодня и подавно, так как герои этой акции изменились до неузнаваемости.
И немного о хорошем. Военная промышленность не всегда несет смерть. Из не разорвавшейся морской мины, например, можно сделать ночной горшок и ходить по нужде в него. Правда, одно неудобство - горшок и без говна тяжелый, зараза…
В поселке Светлая, как и в любой деревне, послевоенная жизнь нагружала обязанностями своих жителей с самого детства, и устами, и руками родителей строго спрашивала за небрежное их исполнение. До сих пор моя Света частенько вспоминает, как отец наказал брата Сашку за то, что тот не так напоил коня. Для коня было выделено свое ведро, обязательно чистое. А Сашка наполнил водой первое, попавшее под руку ведро, поставил перед конем и побежал играть к мальчишкам. Конь, почему то не притронулся к воде. А вечером пришел с работы отец…
Или другой запомнившийся случай. Детвора нашла в лесу тайник с рацией. Граница то рядом, пограничники. Все серьезно, взаправду.
Так вот, детвора эту рацию по-честному разделили между собой. Сашке досталась телефонная трубка. Очень нужная в хозяйстве вещь. Тем более в те времена с телефонами было трудно, дефицит. Света как вспоминает проводимые воспитательные меры отца на Сашке, мне так становится жалко всех её братьев и сестер! Так и напрашивается фраза: не только времена были суровыми, но и родители.
И, чтобы не заканчивать на грустном, о веселом можно прочесть, кликнув по ссылкам:
#деревня послевоенная #граница #армия #юмор #позитив