В принципе, я не очень жалую жанр вокального джаза, по душе больше инструментальный джаз – би-боп, кул, фьюжн. Но, сегодня нужно будет заставить себя послушать джазовую певицу, пианистку и композитора (!) Нину Симон. Слушаю ее альбом “Wild Is the Wind” 1966 года.
Нина Симон (Юнис Кэтлин Уэймон), расовая афро-американка не сразу стала, тем к кому прислушиваются тысячи и миллионы людей на планете. В самом начале творческого пути она пошла по стезе академической музыки, много занималась фортепиано и брала уроки у известных пианистов, но Кертисовский музыкальный институт отклонил ее заявку, не найдя никаких особенных талантов или просто способности играть классический репертуар.
Нина дунула косяк и решила пуститься во все тяжкие, связав себя узами шоу-бизнеса и популярной музыки.
Дебютировала в каком-то захолустном баре, целый вечер импровизируя на сцене, но, этого ей было мало и она решила запеть. В сущности это и стало началом становления ее, как поющей пианистки, но сначала ей приходилось петь хиты из мюзиклов, джазовые стандарты, песни из фильмов и прочий, узнаваемый всеми материал. Нинель стало скучно, и она решила разнообразить знакомую канву своими редакциями, например, в стандарт двадцатых годов “Love Me or Leave Me” она вставила фугу собственного сочинения.
В творчестве голосистой пианистки огромную роль играет расовая тема, Симон была жесткой в расовых вопросах и грудью вставала на защиту чернокожего населения Америки, она была на насильственное сопротивление, о чем и заявила однажды Мартину Лютеру Кингу.
Вскоре за ней пошли и другие чернокожие артисты - Сэм Кук, Отис Реддинг, конечно, Арета Франклин и Марвин Гей. Таким образом, черная музыка проснулась и громко заявила о себе.
Что касается музыки - ни одна песня Нины не стала большим хитом, сказалась расовая дискриминация, зато многие современные исполнители заявили о влиянии Нины Симон на их творчество, здесь и Дэвид Боуи, и Питер Гэбриэл и Джон Леннон и многие другие. А что может быть важнее этого?
Итак, слушаем альбом
“Wild Is The Wind” Собственно заглавная вещь одноименного альбома. Был удивлен, увидев, в авторах русские имяфамилия. Занимаясь созданием не только симфонической музыки, но и вполне себе популярных композиций, Дмитрий Тёмкин сочинил "Wild Is the Wind" в 1957 году в соавторстве с Нэдом Вашингтоном, который написал для нее слова. Впервые песня прозвучала в исполнении Джонни Мэтиса в одноименном фильме "Дикий ветер", а в последующие десятилетия исполнялась многими другими музыкантами, в том числе Ниной Симон.
Что сказать, песня невеселая, однако…Чувствуются русские корни и русская тоска во всем этом, вопреки страстным завываниям черной женщины.
“Black Is The Colour Of My True Loves Hair” Должно быть, что то очень невероятное, потому что традиционную народную балладу решились спеть множество исполнителей, Нина в том числе. Но, обычная песня оказалась, очень медленная с типичными завываниями Нины и узнаваемой линией фортепиано. Неплохо, ничего особенного.
“Summertime” Короткий инструментал с басом и игрой Нины на инструменте. Что-то на тему Гершвина, то есть в оригинальном варианте это вроде опера, не знаток такой музыки. Мелодически не заинтересовала, увы.
“Fine And Mellow” Эта вещь более бодрая, нежели остальные, без особых вокальных заунывностей. Оригинал Билли Холлидей, еще одного гения джазовой музыки женского пола. В самом конце - стена звука и шквал аплодисментов. Средняя на мой взгляд версия, но и оригинал не блещет. В оригинале больше струнных оркестровок, и Холлидей вокализирует более вязко и тягуче.
“Under The Lowest” Это инструменталочка за авторством самой Нины.
“Summertime (Vocal)” А вот это уже версия известного стандарта с вокалом, мне не понравилось, впрочем, игра на фортепиано превосходна.
“The Other Woman” В принципе, понравилось. Мягкая, медленная баллада с фортепианными переливами и глубокий, чувственный голос. Красивая , красивая вещь.
“Exactly Like You” Вот это отменная штука, как мне кажется. Написана еще в 1930 году, и исполненная множеством артистов. Вступление, такое, какое должно быть в идеальной поп-композиции. Отличный пассаж на пиано на второй минуте, чувствуется грув.
“Cotton Eyed Joe” Один из моих абсолютных фаворитов в каноне Нины Симон. Восхитительный вокал, аутентичная фразировка, достойное пианино, сдержанное комбо. Все, что мне надо!! Вот так надо было петь. Такой красивый голос, наполненный эмоциями. Не то, что эта дрянь из Реднекса. Они уничтожили эту песню, честное слово.
“I Don't Want Him” Нина Симон не хотела быть певицей, она хотела быть классической пианисткой. Эта запись — одно из лучших вокальных выступлений за всю историю. Здесь она создала превосходную аранжировку с восхитительным крещендо, которое, как вы понимаете, ведет вас к мощному финалу. (Где она заканчивает неожиданным ликованием, в то время как вы пытаетесь не плакать.) Хотя, вступление по силе воздействия ничуть не менее сильней!
“Return Home” Завершающий альбом инструментал. Быстрая игра на фортепиано, возгласы певицы, короткий, но мощный финал.
Итог: да, оценю на четверку, поставил бы поменьше, но все -таки Нина Симон это явление и в джазе, и в традиционной поп- музыке, и даже в классике. Ее величие и гениальность отрицать трудно, да и я не расист. Почему не высшая оценка? Чисто субъективные причины- не очень большая привязанность к вокальному джазу ,женский вокал, объективно несколько песен из альбома не вызвали у меня интерес. Пожалуй, так.
Информация:
NINA SIMONE
WILD IS THE WIND
Лэйбл / Philips
Продюсер / Несколько
Арт-директор / Не обозначен
Страна / США
Продолжительность 39:07
Нина Симон могла быть столь же блюзовой, как Билли, и не менее джазовой, чем Элла. Тот факт, что она никогда не была последовательной в своем творчестве с точки зрения стиля, служил серьезным препятствием ее карьере, вынуждая многих критиков недооценивать ее. Однако к середине 1960-х годов она доказала, что одинаково комфортно чувствует себя в области джаза, Бродвея, госпел-сонга, поп-музыки и фолка, внося свой вклад в виде в целом соответствующей жанру, но все же неоднозначной по стилю музыки.
Альбом «Wild Is The Wind» («Дикий - это ветер»), собранный из студийных и живых записей 1964-1965 годов, тем не менее является лучшим примером того, как эклектизм Симон способен превращаться в единое музыкальное изложение. Альбом сделан на потрясающе высоком уровне, 11 до того момента не издававшихся треков увлекают слушателя в несколько хаотичное, но неизменно убедительное путешествие по стилям и эмоциям.
Наиболее жизнерадостной композицией Симон в этом альбоме следует признать буйный первый трек в стиле придорожной закусочной «I Love Your Lovin' Ways», за которым следует мрачная композиция «Four Women», столь резкая перемена оказывает поистине оглушительный эффект. Песня, в которой повествуется о тяготах жизни четырех чернокожих женщин, кипит от еле сдерживаемого гнева, которым будет окрашен более поздний и более политизированный музыкальный материал Симон.
Композиции «Why Keep On Breaking My Heart» и «Either Way I Lose», похоже, призваны удовлетворить вкусы поп-аудитории мейнстрима, которая признала версию Симон песни Гершвина «I Loves You, Porgy, мега-хитом в 1959 году. Впечатляющий заглавный который длится почти семь минут, представляет собой потрясающе всепрощающую любовную песню, считающуюся одним из лучших произведений Симон.