Афонский чудотворец Паисий известен далеко за пределами родной Греции. Его почитают христиане во всем мире, отнюдь не только православные. При жизни преподобного старца к дверям его ветхой кельи выстраивались огромнейшие очереди из многочисленных паломников, приезжавших из Греции, России, Германии, Австрии, Франции, других европейских государств. Приезжали к нему и из Израиля, и даже из далеких Африки, Австралии и Канады. Всем помогал этот милостивый угодник Божий.
Отец Паисий практически наш современник. Он отошел ко Господу совсем недавно, в 1994 году. Его дядей по материнской линии был преподобный Арсений Каппадокийский – Элладский святой, которого признавали чудотворцем даже захватившие Грецию мусульмане, а наставником геронды был знаменитый афонский прозорливец отец Кирилл, обладавший властью над демонами.
Много раз удостаивался святой Паисий видения Сына Божиего, Его Пречистой Матери, а также святых угодников. Православные всего мира почитают его как пустынножителя, чудотворца, целителя, излечивающего самые серьезные заболевания. Греки утверждают, что даже после своей кончины, он продолжает ходить по земле и посещать страждущих. И это не просто красивые легенды, это свидетельства реальных людей.
Отец Паисий оставил много трудов. Среди них пророчества, полные сочувствия к христианам, которым придется вести яростную борьбу с духами зла, учения о том, как защищать себя с помощью Покаяния и Иисусовой молитвы. Среди них вдохновенные проповеди, которыми старец пытался предостеречь духовных чад от необдуманных поступков, совершаемых ими по неведению, но имеющих прямое влияние на их дальнейшую судьбу. К таким поучениям относится, к примеру, его проповедь об обычном для многих из нас сегодня деле – работе в воскресные дни и двунадесятые праздники. Вроде бы, каждый верующий человек знает, что работать в эти дни нежелательно, но, к сожалению, далеко не всякий придает этому значение, оправдываясь недостатком времени и поговоркой о том, что «Бог трудолюбивых любит».
ПОЧЕМУ ЖЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО РАБОТАТЬ В ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ И ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Сам Господь заповедал в древности Своему народу: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему; … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11)
В те времена иудеи оставляли свои дела только в субботние дни. Они и сейчас так поступают, строго соблюдая Шаббат. Как известно из Священного Писания, нарушение этой заповеди каралось смертью. Потому что осквернение святого дня, непочитание того, что принадлежит Создателю, лишало народ Божьего благословения и обрушивало на головы людей множество несчастий.
В дальнейшем к ветхозаветной субботе прибавились еще воскресенья и двунадесятые праздники, посвященные наиболее важным событиям из жизни Спасителя и Божией Матери. Эти дни необходимо отделять от прочих и особо их почитать, потому что этим выражается глубокая признательность Господу за Его Искупительную Жертву, принесенную ради каждого из нас. А если человек в церковный праздник работает, то и думает он не о Подвиге Спасителя, а о своем деле, как бы его завершить удачнее.
ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА:
- "Работая в дни, когда по церковному уставу работать не полагается, мы лишаемся Божьего благословения, а значит, и не получим в делах наших доброго результата".
- "По правилам, накануне церковного праздника или воскресного дня всякая работа прекращается. Лучше, если возможно, поработать подольше в предыдущий день, чтобы во время и после праздничной вечерней службы не работать".
- "Если кто-то по большой необходимости сделает какое-нибудь несложное дело поближе к вечеру в самый воскресный или праздничный день, то это дело другое. Но и такая легкая работа должна совершаться с рассуждением".
- "В старые времена даже работавшие в поле крестьяне, услышав вечерний благовест накануне воскресного дня, осеняли себя крестным знамением и прекращали работу. То же самое делали и женщины, которые по-соседски собирались с рукоделием возле своих домов. Они поднимались со скамеек, осеняли себя крестным знамением и откладывали в сторону вязание или иную работу. И Бог их благословлял. Они были здоровы и радовались жизни".
- "Сейчас люди отменили праздники, удалились от Бога и Церкви. Но знайте, что все заработанные в эти дни деньги, вы, в конечном итоге, растратите на врачей и больницы. Когда ко мне приходят люди и говорят: «Наши дети часто болеют, и врачи не могут понять, что с ними», я отвечаю: «ПРЕКРАТИТЕ РАБОТАТЬ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ, И У ВАС ВСЕ НАЛАДИТСЯ!». И действительно, если люди слушаются, их малыши больше не болеют".
- "Если бы люди праздничные дни использовали на духовные занятия, то все в их жизни было бы по-другому".
ВЕКОВАЯ МУДРОСТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ
Люди, детство которых пришлось, как и у меня, на вторую половину прошлого века, возможно помнят своих глубоко верующих бабушек и прабабушек, родившихся еще при «старом режиме», когда Церковь не была отделена от государства. Возможно, такие люди вспомнят и то, как вечером пятницы они откладывали свое рукоделие, чтобы вновь приняться за него только в понедельник. Поступали они так потому, что эту привычку передали им их прадеды, заповедав, что нельзя трудиться в церковные праздники: за это Бог наказывает и отнимает благословение.
Есть только одно исключение, о котором сказал Сам Спаситель: в дни, посвященные Богу, можно делать добрые дела для других. Можно тяжело и усердно трудиться, оказывая необходимую помощь ближнему. И это не будет считаться грехом. Это будет считаться добродетелью.
А еще был такой почитаемый в народе батюшка - протоиерей Георгий Бреев, духовник московского священства. Мне посчастливилось знать исцеленную им женщину, которая впоследствии оставила мирскую жизнь и ушла в монастырь, и видеть однажды, как от благословения этого священника мучаются демоны, овладевшие людскою плотью. Так вот отец Георгий во время воскресных проповедей часто предлагал своим духовным чадам сравнить, как пройдет их неделя, если накануне в воскресный день они отложат дела и придут за благословением в церковь, и как она пройдет, если люди будут в воскресенье заниматься домашним хозяйством.