Найти тему

Модерн дал возможность, а постмодерн - разоблачение!...

Есть три глобальных гуманитарных науки: философия, литература и история. Философия занимается ответом на вопрос: "Как устроен мир?". Литература: "Как устроен человек". История же подтверждает или опровергает те или иные гипотезы, выдвинутые литературой и философией.

Естественно ни одна из этих наук не заканчивается на тех темах, которые я описал, однако сегодня меня волнуют именно они, а точнее Она - Цель Литературы.

Так или иначе, 19-ый век стал веком литературных теорий. Стал веком романтизма и символизма; эстетизма и реализма; документальной, "сверхлитературной" журналистики и абсолютной фантастики... Практически весь фундамент, на который опирается литература сегодня, был заложен в далеком 19-ом столетии.

Человек получил богатейший выбор мировоззрений, идей, идеалов... После чего все равно выбрал простоту и пустоту. Модерн - плод бешеных усилий литературы 19-го века и её последователей (которые хоть и отвергали старые приемы, но фактически лишь строили принципиально новые сложное здания, спрашивая совета у прошедших тоже самое романтиков или реалистов), так вот этот самый модерн был так или иначе забыт к 70-80-м годам 20-го века.

А сам двадцатый век чуть ли не целиком дискредитировал человека. Жизни и труды таких людей, как Тадеуш Боровский или Теодора Адорно кричат о том, что "Жить, писать, видеть после Освенцима, Дахау, Треблинки - невозможно". Человек полностью дискредитировал и себя и свои чувства. Ужасная смерть Боровского вообще смеется над человеческой жизнью... Ведь фактически он сам приговаривает себя к такой же смерти, которую чудом избежал - он отравляется газом.

Боровский как бы понял о том, что ничего не закончилось, что всё продолжается, что человек остался прежним... Он не вынес страшного урока, за который заплатили кровью миллионов людей - человек по-прежнему стремится к простоте и пустоте. Тадеуш Боровский понял это тогда, когда увидел арест своего близкого друга...

Модерн смог осмыслить опыт человека, смог дать ответ на вопрос: как человеку сохранить себя в Аду, в Пекле... Но модерн не смог дать людям желание сохранять себя...

Такие люди, как Домбровский или Камю, смогли вывести формулу великого человека в своих романах и трудах, но они не смогли распространить её... Если не истина, то близкая к ней материя была открыта с помощью модерна, но многие люди не захотели увидеть её.

Поэтому культура перешла на новую ступень - на ступень постмодерна - на ступень, где путем облегчения идей, их сложности, людям давали возможность увидеть общий костяк многогранных формул. Этим, так или иначе, занималось большое количество людей... Во многом авангардные фильмы Гайдая и Захарова преследовали именно эту цель, но...

Проблема заключалась в том, что одна из главных опор всех тех идей и вариантов, которые вывели модернисты в 40-60-е годы была невероятная сложность человека. Карл Войцик устоял против Гарднера именно потому, что он был необычайно сложен - эстет, шахматист, профессионал, теолог, музыковед... Это был необычайно эрудированный человек с колоссально-сложным внутренним миром.

Человек может выстоять тогда, когда он сложен, а постмодерн пытался объяснить этому человеку как стоять в тот момент, когда у большинства не было ног... Именно поэтому Постмодерн разоблачил человека, упростив его до серой морали.

Постмодерн незаметно подменил понятие "Мир не делится на черное и белое", на "В мире нет черного и белого - в нем есть разные оттенки серого". А между тем серое, по гениальному пророчеству Стругацких - это чуть-ли не большое зло, нежели черное.

Сегодняшний, 21-ый век доказал то, что нельзя упрощать идеи модернистов... Их можно только усложнять, так как упрощая их мы лишаем человека главной точки опоры... Мы разоблачаем человека, сами того не желая.

Нельзя говорить человеку - эта книга или этот фильм даст возможность отдохнуть твоему мозгу, так как для человека необходима постоянная и мучительная работа его головы.

Знали бы вы сколько я шел к этой короткой странице размера А4....