Найти в Дзене

16 июля 1970 г. вышел альбом Creedence Clearwater Revival "Cosmo's Factory", апогей южного рока

источник: cdn1.ozone.ru
источник: cdn1.ozone.ru

жанр: южный рок, кантри-рок, рок-н-ролл

главные композиции: Travelin' Band, Lookin' Out My Back Door, Up Around The Bend, Who'll Stop The Rain

Самый коммерчески успешный альбом в истории классиков южного рока, единственной группы этого жанра, которая смогла стать очень популярной не только вне США, но и за пределами круга любителей старого классического рока. Безусловно это обеспечили максимальная лёгкость альбома и большая концентрация хитовых песен, полномасштабно раскрывавших мощный авторский талант лидера группы Джона Фогерти.

Что вообще такое "южный рок"? Сугубо американский жанр, возникший в конце 60-х годов, когда некоторые группы просто смешали воедино уже заезженный у себя кантри-рок, блюз-рок, да и простой старый рок-н-ролл, устраивая на их основе импровизации и, самое главное, облачив всю эту мешанину в консервативную реднековскую атмосферу глубинки южных штатов США - за счёт, конечно, же, текстов и самого простого стандартного звучания гитар. Когда слышишь группу, играющую южный рок, сразу возникает ассоциация, что музыканты играют свою музыку в шляпах-стетсонах в каком-то придорожном баре, который находится на обочине шоссе, проходящего через бескрайнюю пустыню южных штатов.

Конечно, есть титаны-архитекторы жанра южный рок, такие, как Allman Brothers Band, превращавшие в конце 60-х годов свои песни в масштабные многоминутные импровизации на концертах. А есть Creedence Clearwater Revival, которые пошли по другому пути, сделав акцент на коротких, завершённых и ярко выстреливающих песнях с остросоциальным и политическим подтекстом, доказав, что хорошая песня сама по себе будет хитом вне зависимости от жанра и от привязанности к конкретной стране (конечно же, южный рок стал следующим после фолк-рока 60-х "американским роком" - по аналогии с нашим "русским роком" - то есть, своим национальным, суть которого понятна обычно только жителям той страны, где исполняется).

Лучшими их альбомами с точки зрения именно американской аудитории, кульминационными стали предыдущие два: Green River и Willу And The Poor Boys, на которых были тоже мощные хиты своего времени, которые очень жёстко затрагивали остро-социально-политические темы своего времени, но которые, как по мне, звучат в общей массе слишком по-американски и скучновато для слушателя из другой страны. На этом же альбоме этот "казус" был полностью исправлен. Вроде бы альбом построен по классическим канонам группы Криденс: попеременно то кантри-рок, то простые рок-н-роллы, а то вроде бы обычный ровный рок, ничем не примечательный, но в котором Джону Фогерти стоило в самом начале пару раз дёрнуть по верхней струне с эффектом "флэйнджер" (как в песне I Heard It Through The Grapevine) - и уже становилось понятно, что это музыка Криденс. А когда следом звучала его мелодия - эта музыка западала в душу.

Стабильная пара каверов на классический рок-н-ролл и ритм-н-блюз (в данном случае Before You Accuse Me от Бо Диддли и My Baby Left Me Артура Крадапа, которую ещё Элвис Пресли перепевал) даже не выделяются и кажутся "своими" песнями на фоне песен Джона Фогерти.

В плюс альбому, безусловно, разнообразие песен аранжировочном смысле. Сам Джон Фогерти активно использовал при записи фортепиано, пропущенное через тот же "флэйнджер" - к примеру, в песне Long As I Can See The Light, - и даже саксофон.

Ну и в завершении всего, конечно же, острые и зачастую политические тексты Фогерти. Как, к примеру - Run Through The Jungle - ну, понятно же ведь, что за "бег через джунгли"? Масштаб колкой и озлобленной музыкальной реакции на Вьетнамскую войну ещё не утихал к 1970-му году. А Джон Фогерти на предыдущих альбомах во многом сыграл именно на "вьетнамских" текстах, просто тогда они были более актуальными.

Кульминационными песнями альбома и, моё мнение, чуть ли не самыми лучшими и известными в творчестве Creedence Clearwater Revival (по крайней мере, за пределами США) явились следующие, мощная троица:

1. Lookin' Out My Back Door - эту песню, мне кажется, слышали все, кто даже и не знает группу Криденс. У нас в своё время её по радио Рокс просто закрутили до невозможности. И я когда-то об этой группе узнал именно по этой теме. Вот тоже самый яркий пример: за основу песни взят простой и без излишеств кантри-рок, сугубо по-американски звучащий и обычно для неамериканца сливающийся в одну мешанину с другим кантри-роком. Но нет ведь! Мелодия Фогерти сделала эту песню не только запоминающейся, но и визитной карточкой своей группы!

2. Who'll Stop The Rain - это моя самая любимая песня группы в принципе, одна из вообще самых любимых в классическом роке и яркий пример, как из даже простого акустического кантри-рока сделать воистину мелодичный шедевр. Апогей авторского таланта Джона Фогерти и его фирменной мелодики.

3. Up Around The Bend - это песня, представляющая самый классический и нейтральный формат музыки Creedence Clearwater Revival: простой энергичный и въедающийся в голову рок с обязательной фишкой - вступительным проигрышем на верхних нотах гитары. Ну и, конечно же, мелодия, вокальная линия, простенькое, но в тему кантри-рок-соло Джона. Всё это даёт песне статус: мне кажется, она претендует на то, что её одну можно поставить человеку, чтобы он понял, что есть суть творчества Creedence Clearwater Revival.

Источник: townsquare.media
Источник: townsquare.media

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.