Когда наступают холода, становится мрачно и задувают пронзительные ветра, мое настроение резко меняется – могу беспричинно плакать, отказываюсь от культурных мероприятий (недавно пропали по моей вине дорогущие билеты), не отвечаю на звонки. В общем, ухожу в депрессию, затяжную как правило… Отражается это и на работе: кому приятна совсем угрюмая сотрудница? Как спастись, если это состояние повторяется не первый год?
Татьяна, 28 лет
Конечно, нужно срочно что-то предпринимать, поскольку мне тоже жаль «дорогущих билетов». Тем более, что если «это состояние повторяется уже не первый год», то, очевидно, и билетов на праздничные, развлекательные, увеселительные и прочие, конечно же, «культурные мероприятия» пропало немалое количество. А не пропасть они просто не могут, ведь иначе все окружающие вас, близкие и родственники, а в особенности те, с кем вы обычно встречаетесь на этих мероприятиях, не получат даже малейшей возможности узнать о вашей «депрессии». А значит, они не смогут оказать вам помощь в форме понимания и сострадания. Ну, разве что на работе кто-то вскользь выразит неприязнь в адрес «совсем угрюмой сотрудницы». Однако на работе только попробуй перед коллегами обнаружить слабость – вряд ли дождешься сочувствия.
Ох уж эти «холода с пронзительными ветрами», сколько творческих личностей переживало их наступление как неизбывное страдание всеми фибрами тонко чувствующей души… И вы, Татьяна, нисколько не отстаете ни от величия творческого гения, ни от закономерных изменений самой природы и пребываете с ними в полной гармонии.
Еще больше в письме интригует тот немаловажный факт, что у вас резко меняется настроение. Не постепенно, как это обычно бывает у депрессивных пациентов, когда переход от более-менее терпимой постоянной тоски и слабости к невыносимой, доходящей до грани суицида меланхолии стирается медленно и неуловимо, заметно лишь взгляду опытного психиатра. Ваш намек на драматическую внезапность происходящего и прямое указание на «резкость» душевной перемены свидетельствует о том, что еще совсем недавно, быть может минувшим солнечным днем, вы чувствовали себя не просто иначе, а прямо противоположным образом – были полны радости и беспредельного счастья.
По моим подсчетам, на «затяжную депрессию» у вас остается всего несколько месяцев, иначе переход к следующей «затяжной депрессии» никак не сможет быть резким. Такую депрессию, скорее всего, не успеет диагностировать, а вылечить – точно ни один специалист, она сама собой пройдет раньше, чем закончится лечение.
Одним словом, ваша «депрессия», Татьяна, – это не та депрессия, которой болеют, судя по письму, я не нахожу в ней никакой клиники, хотя прекрасно понимаю, что субъективно она может переживаться как довольно тяжелое страдание. Переживаемая вами осенне-зимняя тоска – это нормальное душевное состояние, контрастирующее с вашей же весенне-летней энергичностью, бодростью, доброжелательной активностью и жизнелюбием. В контрасте со своей печалью вы более глубоко познаете и свою радость, научаетесь ее ценить, дорожить ею и более полноценно, творчески использовать.
Чем больше в душе контрастов, тем богаче и совершеннее ее эмоциональный спектр, тем она привлекательнее, тоньше ее интуиция, разнообразнее творчество. «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать» – это не просто наблюдение, это аллегория неизбежной переменчивости человеческого настроения, постоянного движения, перетекания живой души из одного состояния в другое, и в этом есть мудрость.
ИГОРЬ ЮРОВ врач-психотерапевт, психиатр высшей квалификационной категории, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент
Источник: https://www.psyh.ru/vse-kak-budto-izo-lda/
© Наша Психология