Я жила и воспитывалась в деревне, среди духоборов. Мои предки были духоборами. Лев Толстой развернул широкую компанию в их защиту и посвятил этому делу несколько лет своей жизни. Он очень уважительно относился к русским протестантам, много размышлял вместе с ними. В те времена, они подвергались большим притеснениям от властей. Он тесно дружил со многими духоборами. В деревне, в которой я жила, была построена школа с его помощью. Переписывался с Петром Веригиным – руководителем значительной частью верующих духоборов. Многие духоборы в виду притеснения бежали из страны. Помог им в этом Лев Николаевич Толстой. В данный момент много их проживает в Канаде. Он очень тяжело переживал страдания, этих сильных духом, людей. Благодаря его, неоднократного обращения к царю Александру третьему, им было дано разрешение переселиться за границу. Но Лев Николаевич не хотел, чтобы они покидали свою родину. Получив гонорар за некоторые свои романы и повести, он употребил для переселения духоборов. Он, всем им, давал хорошую характеристику, как труженикам, хорошим земледельцам.
В ночь на 29 июня 1895 года группы духоборов-«постников» в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях, а также в Карсской области совершили массовое антивоенное действие.
Сожжение оружия должно было послужить символическим актом христианского пацифизма. Они были против войн и насилия как способа разрешения общественных или других конфликтов:- «Непротивление злу насилием». Нагорная проповедь Иисуса Христа (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 5-я глава, ст.38-39).
Унаследовав от своих предков миролюбие, я была против какого-либо насилия в принципе, как в семье, так и в обществе. Научилась много терпеть.
Духоборцы- борцы за дух. Дух – истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. Одно из направлений протестантских сект православной церкви. Этнически в них входили русские, украинцы, мордовцы, калмыки, цыгане. Чтобы как-то освободиться от них, было решено переселить в Грузию. В 1841-1845гг. шло переселение. Их бросили на произвол судьбы. Здесь не было ничего.
Джавахетия - вторая Сибирь. Степь, горы, суровый климат. Ветры. Лютые зимы. Выживут, значит выживут. И мои предки выжили. Жили обособленно. Обосновав тут много сел. В одном из них, в селе Гореловка и я жила. Воспитываясь в молитвах, в почитании и уважении старших, в труде и любви к ближнему, я пронесла это по жизни. Основа всего – любовь.
Духоборы любили мирную жизнь и отличались трудолюбием, добродушием. Охотно занимались земледелием. А выходя из дому, дверь оставляли открытою. Исключительное доверие друг к другу.
Такая черта, как гостеприимство мне передалась от моих предков.
Маленькой девочкой я увлекалась вышивкой, а также любила выпекать. С раннего детства я выпекала хлебы в русской печи. Вела хозяйство как старший ребенок. Так как родители с утра до ночи работали. Но, немалую роль в моей жизни сыграли болезни. Мне казалось, что я болезненный ребенок. И очень боялась смерти. Но серьезно оказывается и не болела, было низкое давление, с которым я так и осталась по жизни. Смерти я боялась долго, хотя в остальном я не назову себя трусливой или слабой.
Жизнь в дальнейшем показала, что я не только сильна физически, но и духом. Порой бываю мнительной. Из-за сильного воображения. Моя семья не была настолько спокойной, как мне бы хотелось. «Нищета», - как говорила моя мама, давала о себе знать. Наверное во всех семьях где материальный недостаток, бывает нервозная обстановка и кто- нибудь виноват в большей степени.
Зачастую дележка еды за обеденным столом меня очень огорчала. Может именно поэтому, я, никогда по жизни не экономила на еде. Да и вообще не любила деньги. Они для меня были не более чем средство к существованию.
Я была горда и старалась держать себя так, чтобы не было повода для наказания. Хотя не всегда это удавалось. Я придумала себе внутренний мир, в котором мне было комфортно. По своему обустраивала свой маленький уголок, большим он быть и не мог, при большой семье и двух комнат в хате. Детские шалости мне практически были и не свойственны, по сравнению с остальными детьми нашего двора. Я была аккуратна. Любила чистоту и порядок везде и во всем. Брезглива, как в еде, так и во внешнем виде. За что меня мама всегда упрекала: -« Из какого ты рода будешь?» - говорила она.
Отец очень меня любил. Я помню как мы с ним, были на кочевке, разговаривали о жизни и он заплакал, рассказывая о своей бедноте, как ему пришлось кормить, будучи совсем ребенком, свою оставшуюся семью. Как мать его, а моя бабушка ходила и просила милостыню.
-Ты прости меня дочка, но разве такое забудешь? В тот раз матери никто ничего не дал. Она пришла домой, а мы ждали, голодные сидели на лавке. Нас четверо, первый братик умер от голода.
- Нынче я с голыми руками пришла детки.
И в голос стала плакать и причитать о своей трудной жизни. Мы сидели притихшие, боялись пошевелиться. Такой отчаявшейся мы еще никогда не видели свою мать. Она упала на колени, подняла руки к верху и просила Бога сохранить ее детей. Я не смог так сидеть больше. Шел дождь. Я выбежал во двор и побежал к речке. Уже вечерело, только пришли коровы с пастбища. Во двор к двоюродному дяде заходила его Буренка. Но тут, приподняв хвост, она решила опорожниться.
Дождь был проливным. Я добежал до реки, не знаю зачем, и повернул обратно. Хотел сам пройти по селу, постучаться в каждую дверь и попросить поесть. Проходя мимо дядиных ворот я увидел, в том месте, куда опорожнилась корова, прямо под ее навозом что-то белело. Я подошел поближе, дождик хорошо смыл это место и под ним был хороший кусок хлеба. Я схватил его и помчался домой.
-Мама, я вот нашел кусок хлеба, но его надо промыть. И дал маме краюху. Она промыла, насколько это было возможно, и разломила нам на четыре части. А на следующий день я решил уйти со школы и пойти подпаском. Хотя меня оставляли, но учителя знали наше положение. А учился я на отлично.
Мне запомнился еще один рассказ моего отца. Он рассказывал о том отрезке его жизни, когда забрали его родителя Гончарова Василия Григорьевича на фронт,. 1941 год, Вторая мировая война, хотя имел он тогда пятерых детей.
-Ходили по домам и раздавали повестки. К нам пока не пришли. Его родные братья Николай и Федор, тоже пока не ушли на фронт.
-Николай – сказал отец, если меня заберут, не бросьте моего сына. У тебя двое сыновей может и моему кусок хлеба дашь.
-Не беспокойся Василь, где мои, там и твой будет. У него было два сына и дочь, а у нас двое сыновей, один умер рано, и три дочки. Вот нас четверо детей и осталось. Пришли ночью вручать повестку и сразу забрали. Все были с ружьями. В 1943 году отец погиб от тяжелых ранений.
Позже забрали и Николая с Федором. Но обещание свое выполнил дядя Николай, а после помогали и мои двоюродные братья Алексей и Петро. Они нашу семью не бросили. Нет, нет да дадут, то молока, то хлеба.
Вот, дочь, какая добродетель была со стороны братьев. Так мы и выжили благодаря их помощи. Я с ними был как родной. Куда они туда и я.
Вот и теперь тяну лямку, но хоть поесть есть чего, вы не без хлеба. Ничего, Бог даст у вас все будет хорошо.
В дальнейшем, так и получилось. Мы все трое жили в достатке. Только вот младший братик умер рано, в тридцать семь лет.
Вот такой стих написал мой отец, Гончаров Василий, о своей жизни:
Моя жизнь!
Что так низко склонилась твоя голова?
Или юность тебе еще снится?
Пей шампанское друг, еще ночь впереди...
Да и некуда нам торопиться.
Посидим же друг мой , за дубовым столом.
Пусть буран за околицей злится,
Расскажу я тебе о прошедшем былом,
Что было и в душе не таится.
Я родился в деревне, в семье пастуха,
От семьи никого не осталось...
И хоть родная мать так любила меня,
Но судьба мне жестокой досталась.
В 41 году нас оставил отец,
Четырех малолеток и маму
Молодая она осталася вдова,
И с тех пор началась моя драма.
Нам прислали пакет, что отца в живых нет,
Он погиб от тяжелых ранений.
Нам прислали письмо как раз под обед,
И я маме упал на колени.
Крепко плакала мать, крепко плакали мы
И с тех пор будто все изменилось.
И пришлось мне тогда палку в руки брать...
И на палке вся жизнь прокатилась.
Приходилось мне часто промокшему спать.
Без постели на голой кровати.
Что за жизнь-то была, не могу я понять...
Фрицы были во всем виноваты.
В нашей семье был авторитарный стиль воспитания. Родители подавляли нашу инициативу. Контролировали все действия и поступки. Можно и нельзя, только так и не иначе. Но при этом мы не были лишены родительской любви и ласки, заботы и сочувствия. Физически нас редко наказывали, легким шлепком по « мягкому месту»- говорила мама.
В детстве, я была очень застенчивым ребенком. Это чувство у меня прошло, только уже в более зрелом возрасте. При моем чрезмерном человеколюбии, я была человеком не публичным. Но в тоже время, если нужно было сказать или действовать, то я это делала уверенно. Я не отношу себя к робкому десятку как в быту, так и в минуты серьезной опасности. При серьезных обстоятельствах я принимала решения без колебаний и несла за них ответственность .
Больше всего мне близка стихия земли. Я люблю лес, горы. У меня творческая натура. Слишком быстро я проникаюсь настроением и эмоциями других. Переживание за других, меня приводит к сильному беспокойству. Могу даже расплакаться вместе с ними. Хочется всех одарить, помочь физически, но ведь это не реально и я прекрасно понимаю. Всю жизнь я работала в этом отношении над собой, но к успеху не привело.
Так и осталась чрезвычайно чувствительной к проблемам других людей. Всякое страдание даже малознакомого мне человека, я болезненно переживала, пропуская через все фибры своей души их каждую мелочь, я сама оставалась опустошенной. В большинстве своем потому, что не получала эмоциональной отдачи от тех, кому я так сопереживала.
Меня могли довести до кондиции близкие мне люди, которыми я жила и проникалась всю свою жизнь, пусть и не кровные, разными неявными способами. И делали это незаметно для остальных родственников. Часто подставляли, говоря от моего имени, лгали, клеветали, провоцировали. И вот когда терпение заканчивалось, те сразу переобувались и я опять же была виноватой.
Начало - то истории никто не видел. Оно было незаметным, подлым. Меня травили и часто это им удавалось. Они же близкие, а прощала ради еще более близких мне и родных.
Эмоции я умею сдерживать и сдерживала, чтобы уберечь остальных от дальнейшего разрастания скандалов. К сожалению не всегда в нашей власти удалить из своей жизни подлецов. Здесь я живу не в согласии с собой, со своим внутренним Я!
Человек – это целый мир, микрокосм. Философия (18) В не меньшей степени это проблема души и тела отражена в философии И.А Бердяева, который отмечает : « Человек есть микрокосм и микротеос». Человек есть сложное и запутанное существо.
Продолжение следует…