Найти в Дзене
KINOPORTAL

Как СТИВЕН СПИЛБЕРГ в 1993 году сделал лучший "дуплет" в истории кино

Оглавление

Стивен Спилберг - великий американский кинорежиссёр, повлиявший на весь мировой кинематограф. В 1993 году, будучи уже известным, он выпустил сразу 2 фильма, сильно отличавшихся друг от друга. Но главное, что они оба стали настоящей классикой кино в своих жанрах. В данной статье я хочу вам рассказать про необычный и даже легендарный 1993 год для Стивена Спилберга.

Прогулки с динозаврами

Стивен Спилберг в молодости
Стивен Спилберг в молодости

К началу 1990-го года Стивен Спилберг уже считался одним из лучших режиссёров того времени. Он успел снять трилогию про "Индиану Джонса", выпустить самый кассовый фильм в истории - "Инопланетянин" (1982 г.) и ещё поставил такие отличные драмы, как "Цветы лиловые полей" (1985 г.) и "Империя солнца" (1987 г.), расхваленные критиками.

Теперь перейдём непосредственно к нашим двум картинам. Правда сначала мы поговорим о "Парке Юрского периода". Этот приключенческий блокбастер рассказывает о богатом бизнесмене по имени Джоне Хаммонде, который со своей командой генетиков создал настоящий парк развлечений с клонированными динозаврами. Но после того, как многие из них вырвались на свободу, небольшой группе посетителей парка, включая внуков Хаммонда, приходится бороться за своё выживание.

Фильм был основан на одноимённом романе писателя Майкла Крайтона. Данная история сразу заинтересовала Стивена Спилберга. Но при этом на пост режиссёра будущего блокбастера также рассматривались Джеймс Кэмерон, Тим Бёртон, Ричард Доннер и Джо Данте. Тогда с помощью кинокомпании "Universal Pictures" Спилберг приобрёл права на книгу за 1,5 млн долларов ещё до её публикации в 1990 году.

Стивен Спилберг во время съёмок
Стивен Спилберг во время съёмок

Сценарий фильма был написан самим Майклом Крайтоном вместе с Дэвидом Кеппом. И вот к 1992 году казалось, что можно начинать снимать "Парк Юрского периода", но у Спилберга было другое мнение. Дело в том, что он хотел поставить сначала "Список Шиндлера", а потом уже кино про динозавров. Но режиссёру сказали (во второй части статьи вы узнаете кто именно), что он должен обязательно сначала снять блокбастер, и после этого ему можно будет думать о "Списке Шиндлера".

Поэтому Стивен Спилберг приступил к съёмкам "Парка юрского периода". Они проходили в Калифорнии и на Гавайях с августа по ноябрь 1992 года, а постпродакшн продолжался до мая 1993 года. Он проходил под руководством Спилберга в Польше, когда он уже вовсю снимал "Список Шиндлера".

Бюджет фильма про динозавров составил 63 млн долларов, и это ещё не считая его рекламу. Проводилась обширная маркетинговая кампания стоимостью 65 млн долларов, которая включала в себя лицензионные сделки с более чем 100 компаниями.

Стивен Спилберг во время съёмок с "актёром"
Стивен Спилберг во время съёмок с "актёром"

Сами динозавры были созданы с помощью революционных для того времени компьютерных технологий от компании "Industrial Light & Magic". Также были использованы аниматронные динозавры в натуральную величину, созданные командой мастера по спецэффектам Стэном Уинстоном.

Тиранозавр, представленный в фильме, весил целых 5 тонн и представлял реальную угрозу для участников съёмочной группы, ведь если кто-то находился бы рядом с его головой, делающей резкие движения, то те могли получить удар, сравнимый с ударом от столкновения с автобусом.

Сами съёмки прошли хорошо, не считая одного момента. Остров на Гавайях, где находилась почти вся съёмочная команда, оказался во власти сильного циклона. Всех людей пришлось эвакуировать на соседний остров, а сами съёмки на время прервали.

Но всё-таки "Парк Юрского периода" был закончен и его премьера официально состоялась 11 июня в США. Он произвёл большой фурор и стал самым кассовым фильмом в истории на то время, превзойдя "Инопланетянин" Спилберга. Кино заработало более 914 млн долларов по всему миру, а через 20 лет в 2013 году, когда его перевыпускали в прокат, оно перешагнуло отметку в 1 млрд долларов (всего 1,110 млрд).

Критики хвалили картину за впечатляющие спецэффекты, прорывной звуковой дизайн и режиссуру Спилберга. "Парк Юрского периода" - действительно великолепный приключенческий блокбастер, с увлекательным сюжетом, который смотрится прекрасно даже спустя 30 лет. Поэтому его можно назвать эталонным развлекательным кино.

Кстати, за работу над этим фильмом Спилберг благодаря процентам от сборов получил в сумме огромный гонорар в размере 250 млн долларов.

Драма о Холокосте

Кадр из фильма "Список Шиндлера"
Кадр из фильма "Список Шиндлера"

То, как был принят "Парк Юрского периода" уже можно назвать отличным успехом, но Спилберг на этом не остановился. После того, как были закончены все основные съёмки блокбастера, режиссёр наконец-то смог приступить над проектом, который хотел поставить 11 лет.

"Список Шиндлера", если вы не знаете, рассказывал историю о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста.

Фильм снят по книге австралийского писателя Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера", выпущенной в 1982 году. Спилберг практически сразу захотел приобрести права на данный роман, и студия "Universal Pictures" ему в этом помогла. Но тем не менее в 1983 году на вопрос когда начнётся производство фильма, Спилберг ответил: "Через 10 лет".

Стивен Спилберг с Лиамом Нисоном на съёмках
Стивен Спилберг с Лиамом Нисоном на съёмках

К середине 1980-ых годов режиссёр имел большие сомнения, что он способен снять настолько тяжёлый фильм о Холокосте. Поэтому он решил отложить съёмки фильма на будущее и за это время постараться набраться опыта.

Но в какой-то момент Стивен Спилберг всё-таки хотел отдать проект другим режиссёрам: Сидни Поллаку, Роману Полански или Мартину Скорсезе. Последний даже согласился. Но позже Спилберг решил, что всё же он сам должен снять фильм о Шиндлере. Дабы не обидеть своего друга, он передал Скорсезе проект ремейка триллера из 1960-ых "Мыс страха".

Итак, после завершения съёмок фильма "Капитан Крюк" (1991 г.), Спилберг собирался приступать уже к "Списку Шиндлера". Но именно тогда Сид Шейнберг, президент американской корпорации "MCA" (в которую входит и студия "Universal Pictures"), поставил одно важное условие режиссёру - снять сначала "Парк юрского периода".

Шейнберг понимал, что сразу снять приключенческий блокбастер после фильма о Холокосте Спилберг просто бы не смог. Постановщик вскоре согласился с этим мнением.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

Стивен Спилберг был абсолютно уверен, что фильм провалится в прокате, даже если его бюджет будет скромным. В итоге он составил небольшие для картин Спилберга 22 млн долларов. Съёмки начались в марте 1993 года в Кракове (Польша) и продолжались 2 с половиной месяца. В будние дни Спилберг снимал "Список Шиндлера", а по выходным занимался монтажом "Парка Юрского периода".

Интересно, что именно с этого фильма начинается сотрудничество Спилберга и оператора Януша Каминского, ставшего его верным соратником. Все последующие фильмы режиссёра снимал только Камински. Кстати, чёрно-белую плёнку для съёмок выбрали из-за схожести с документальными лентами 1940-ых и как образ того, что война и холокост буквально "убили" из жизни весь её цвет.

Единственное "цветное" исключение Спилберг сделал для маленькой девочки в красном пальто, которая появляется в сценах ликвидации гетто.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

Нельзя не сказать про замечательный актёрский состав фильма, во многом сделавший это кино таким великим. Лиам Нисон, Бен Кингсли и Рэйф Файнс сыграли гениальные образы, которые каждый по-своему запоминаются надолго зрителю.

"Список Шиндлера" вышел в прокат 15 декабря 1993 года. Вопреки ожиданиям Спилберга, эта драма была довольно-таки успешной, собрав в прокате чуть больше 321 млн долларов. Но коммерческая часть не была главной для Спилберга.

Режиссёр отказался от гонорара за этот фильм, сказав, что это были бы "кровавые деньги". Вместо этого он основал "Фонд Шоа" (Шоа на иврите означает "Катастрофа"), который пытается сохранить письменные свидетельства, документы, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста и многое другое.

С актёром Беном Кингсли во время съёмок
С актёром Беном Кингсли во время съёмок

"Список Шиндлера" вызвал широкое признание у критиков, уже тогда называвших его великим произведением. Но некоторые, включая режиссёра Клода Ланцмана, наоборот, раскритиковали фильм за слабое, по его мнению, изображение Холокоста.

Главный фурор ждал "Список Шиндлера" впереди. На 66-ой церемонии вручения премии "Оскар" фильм был представлен в 12-ти номинациях и выиграл из них 7 статуэток - за "Лучший фильм" (Спилберг), "Лучший режиссёр" (Спилберг), "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучшие декорации", "Лучший монтаж" и "Лучший оригинальный саундтрек".

Стоит добавить, что на этой церемонии был отмечен и "Парк Юрского периода". Блокбастер получил 3 номинации, и во всех одержал победу - "Лучший звук", "Лучший монтаж звука" и "Лучшие визуальные эффекты".

Вот так сразу в один год Стивен Спилберг выпустил 2 фильма, ставшие эталонными и классическими в своих жанрах.

Великий "дуплет"

"Парк Юрского периода" - яркое приключенческое кино, которое до сих пор можно смотреть всей семьёй. Не сильно устаревшие спецэффекты не только навевают ностальгию, но и уносят зрителя в свой мир живых динозавров. Интересно, что фильм всего лишь 4 года оставался самым кассовым до выхода "Титаника" (1997 г.) Джеймса Кэмерона.

"Список Шиндлера" без сомнений можно назвать одним ним из лучших фильмов мирового кинематографа вообще. Трагическая история Второй мировой войны, Холокоста в частности и героя Оскара Шиндлера тронуло за живое не одно поколение людей. Да, часто говорят, что реальный Оскар Шиндлер не был таким бескорыстным и сердобольным как на киноэкране. Да и фильм можно обвинить в манипулятивности.

Стивен Спилберг в наши дни
Стивен Спилберг в наши дни

Споры про это не прекращаются до сих пор, но многие забывают, что фильм снят прежде всего в память о тех, кто смог выжить в то время и тех, кому это не суждено было сделать. "Список Шиндлера" стал триумфом Спилберга и его выход как режиссёра на совершенно новый для него художественный уровень.

У некоторых режиссёров нет подобных картин даже за всю карьеру, а у Стивена Спилберга они обе вышли в один год - 1993. Причём 2 этих фильма абсолютно диаметральны по своему настроению, что показывает также особую многогранность постановщика. Мы увидели впечатляющий "дуплет" от Стивена Спилберг, который вошёл в историю мирового кино навсегда.

Советую также посмотреть:

Спасибо большое за внимание. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях.