Национальный музей Прадо, расположенный в испанском Мадриде и входящий в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира, с 12 июля по 14 августа представляет на рижской Эспланаде уличную выставку из пятидесяти репродукций (в оригинальную величину) картин, принадлежащих кисти известных европейских художников, начиная с периода раннего Возрождения и заканчивая XVIII веком.
В пятницу вечером мне хватило и десяти минут (больше времени просто не было), чтобы понять, что я вернусь ещё! И на этот раз надолго. Чтобы с чувством, с толком, с расстановкой внимательно изучить каждую репродукцию и насладиться творчеством великих живописцев прошлого.
Французская, испанская, фламандская школы. Гойя, Мурильо, Босх. Запомнилось мне немногое, но сами картины произвели невероятное впечатление – в каждой из них я увидела отдельную историю, складывающуюся из миллиона оригинальных художественных черт/образов, которые захотелось впитать, изучить, оценить.
Обычно я сужу о прошлом по книгам. Художественным. Даже не по историческим источникам, а придуманным историям, в которых автор так или иначе, но отображает окружающий его исторический фон.
Никогда не задумывалась, но картины, оказывается, тоже могут говорить. Если, конечно, это – Живопись с большой буквы. Современную мазню, к примеру, я не понимаю. В ней, скорее, есть что-то сходное с дизайнерским искусством (когда на первый план выходит внешняя форма выражения, а не внутренняя суть), в то время как художественные работы прошлого, даже самые экстравагантные и оторванные от классики, так или иначе опираются на вечные символы и приметы/представления/мысли своего времени, с которыми, в общем-то, любопытно познакомиться.
К примеру, я в пятницу основательно зависла рядом с «Тремя грациями» Рубенса, чьи пышные возрастные формы совершенно выбили у меня из-под ног почву ассоциаций со словом «грация». Мне-то казалось, что я должна видеть перед собой юных, хрупких, изящных девушек, ещё только-только вступающих в жизнь, а тут – почтенные матроны во всей своей красе: с целлюлитом, складками и морщинами. Вот теперь думаю: это издёвка художника или он действительно верит в то, что его модели – грациозны? (Насколько я помню курс МХК, то должно быть последнее, но всё равно – удивительно!).
Выставка на Эспланаде приурочена к 200-летию Национального музея Прадо. По миру она курсирует с 2015-го года. В начале репродукции картин «ездили» по испанским городам и странам Латинской Америки. Сейчас они потихоньку начали выставляться в Европе.
Заявленная цель – ясна и без объяснений: приобщить людей, которые не ходят в музеи, к искусству. В случае с репродукциями художников с мировым именем – это ход конём, не иначе: один раз увидел – и хочешь видеть снова, и снова!
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.