Многие знают интересную детскую игрушку под названием Калейдоскоп. Выглядит она обычно так:
такая труба, которая может формировать красивые симметричные разноцветные образы, если заглянуть внутрь через специальное отверстие:
Вот и у меня, на собеседованиях, во время общения с некоторыми компаниями складывается ощущение, что я смотрю в калейдоскоп.
Мне выдают некоторую игрушку в виде ряда объяснений, как устроена организация, и какой им нужен специалист, предположительно в моем лице, который будет работать в организации и все будет красиво, разноцветно, симметрично, ярко и красочно.
По факту, приходится сталкиваться не с игрушкой в сборе, а с каждой ее частью в отдельности:
Вне зависимости от названия должности в вакансии, на собеседовании работодатель будет прощупывать, как еще можно использовать сотрудника, какой набор дополнительных компетенций у него имеется.
Каждая более менее серьезная компания имеет следующий набор потребностей в области ИТ, для поддержания нормального функционирования деятельности:
- 1С – в подавляющем большинстве случаев бухгалтерия в организации использует эту систему, могут быть только различия, используется один, два модуля (например Бухгалтерия, Торговля) или установлена полная ERP система;
- Система ЭДО (электронный документооборот) – все больше компаний используют электронную систему документооборота, которая, как и любая другая система требует технической поддержки, периодического обновления, контроля за ключами ЭЦП и т.д.
- Персональное оборудование сотрудников – сюда входят компьютеры, мониторы, моноблоки, ноутбуки, планшеты, смартфоны, SIP-телефоны, принтеры, сканеры. Это оборудование, как правило, достаточно разнородно, различается по производителям, возможностям, совместимости и многим другим параметрам, и это становится большим полем деятельности для специалиста.
- Сетевое оборудование – сервера, роутеры, коммутаторы, свитчеры, провода (патч-корды), МФУ (многофункциональные сетевые устрйства) и пр. Требует как технического, так и программного обслуживания, в особенности при масштабировании бизнеса.
- Телефония – работа с корпоративной связью, как с Интернет телефонией, так и с провайдерами мобильной связи.
- Офисное и специализированное ПО – сюда, помимо указанной выше 1С, могу входить различные офисные пакеты типа Microsoft Office, Google Docs, Мой офис, а также специальные программы и приложения, в соответствии с функциональной направленностью деятельности, к примеру: "Альта-ГТД", "Мой склад", "Консультант+", и прочие, различного рода CRM.
И когда на собеседование по какой-либо вакансии, связанной с ИТ, приходит кандидат, то его в обязательном порядке, напрямую или опосредованно, опрашивают на тему опыта, во всех обозначенных выше областях деятельности.
Мне приходится откликаться на вакансии программистов, и на собеседованиях сам задаю вопросы, кто ведет и поддерживает направления, которые не лежат в области функционала вакансии. В некоторых случаях мне обозначают, что есть такой сотрудник, в некоторых случаях (это чаще) говорят, что обслуживание производят сторонние приглашаемые по необходимости специалисты, и здесь стоит задавать правильные вопросы. например, кто вызывает/приглашает этих самых сторонних специалистов, как происходит оплата их услуг и т.д.
Почему это важно для меня, да и вероятно для многих других специалистов ИТ, которые трудоустраиваются в компанию, о внутренних процессах в которой мало что известно? Чтобы не попадать в неловкие или неожиданные для себя ситуации:
- ситуация:
После трудоустройства на должность WEB-программиста в офис, через некоторое, небольшое время подходит коллега, чаще всего из другого отдела и зачастую женского пола, с просьбой помочь, с редактором Word или браузером, с монитором, с клавиатурой, мышкой или чем-то подобным, потому что вдруг что-то перестало работать. Раньше интересовался, почему обращается именно ко мне, на что звучат обычно два типа ответов:
ну, ты же Айтишник у нас, к кому же еще обращаться?;
мой начальник/руководитель, сказал, чтобы я попросила у тебя помощи в решении этой проблемы. (При этом сам начальник, естественно остался за кадром, просто переложил проблему внутри коллектива.)
То есть зная, что в компании нет техподдержки, заранее надо быть готовым к таким просьбам. - ситуация:
Вызов сторонних специалистов для решения проблем выходящих за мой функционал. Тут тоже бывают разные варианты развития событий:
вызывает отдельно назначенное лицо, секретарь, офис-менеджер или руководитель стороннего отдела. Но когда приходят внешние специалисты, то начинают мне задавать вопросы, потому что вызывающее их лицо не владеет терминологией и пониманием сути проблемы.
Или вызывать таких специалистов понадобится самому, но чтобы понять, кого вызывать, надо будет предварительно для себя выяснить, что за проблема случилась, понять как и кто ее должен устранять, чтобы верно описать проблему вызываемому специалисту.
Тут стоит быть внимательным, потому что в таких ситуациях ответственность за результат, хоть и частично ложится на формулировщика проблемы, могут обвинить в неверной постановке задачи. Но ведь задача то может быть и не близко моя, просто относится к ИТ. - ситуация:
Она чаще всего вытекает из предыдущей, но также может возникнуть и по другим причинам. Например, в компании необходимо периодически менять картриджи в принтерах, по мере выработки тонера. Эти картриджи требуется закупать, либо надо закупать услугу по заправке картриджей, бесплатно они не появятся. Так как это не регулярные платежи, то бухгалтерия не ведает когда и куда надо производить оплату (если конечно не в самой бухгалтерии появилась эта ситуация). И здесь возникает необходимость, получить счет от поставщика, проконтролировать платеж, согласовать поставку, приемку, получение сопроводительных документов. И это все перекладывается легко на Айтишника. Причем бухгалтерия, в русле команд руководства, может не оплатить вовремя, в связи с выплатой аренды, зарплаты или просто позабыв этот незначительный платеж. Но ведь картриджа нет, оборудование не функционирует, Айтишник почему не решает этот вопрос? Такое можно услышать в подобных ситуациях от коллег. Приблизительно тоже происходит и при необходимости оплаты сторонних специалистов. Бухгалтерия может задержать выплату, и если мне приходилось делать вызов, то вопросы по оплате сторонние специалисты скорее всего начинают задавать мне. При повторном вызове, они уже будут относиться по другому, если столкнулись с проблемой задержки оплаты своих услуг.
Поэтому будьте внимательны, когда работодатель формирует красивую картинку в калейдоскопе своих желаний. Задавайте вопросы, чтобы понимать, к каким ситуациям и проблемам надо себя хотя бы морально подготовить.