Иногда, чтобы выявить проблему и показать человеку её суть, психолог использует провокативные методы, в том числе неспецифические. По сути, это провокация, направленная на то, чтобы вызвать у пациента определённую реакцию на раздражитель.
Как это работает.
Раздражителем, в свою очередь, является сама проблема, которую человек не признаёт или не осознаёт.
Провокативные методы могут показаться со стороны чересчур жёсткими, агрессивными, однако часто именно они дают ощутимый результат. Психолог просто использует иной подход — представляет проблему в положительном свете, предлагая человеку осознать её плюсы и выгоды.
Так, например, врач, вопреки ожиданиям пациента, начинает прямо говорить о болезни, её последствиях, но не в поучительном и угрожающем тоне, а как о конкретном свершившемся факте, в красках расписывая все нюансы патологического состояния и отношение окружающих. Человек сначала удивляется, потом задумывается, представляет картину будущего и начинает осознавать, что его ждёт. Финалом такой терапии можно считать стойкое желание пациента решать проблему как можно быстрее.
Особенностью провокативных методов в психологии является отсутствие жалости и сочувствия к пациенту. Врач не должен проявлять слабость и поддаваться манипуляциям, эмоциями. Из-за высокой эмоциональной нагрузки такие сеансы могут даваться тяжело как психологу, так и его пациенту.
Инструменты провокативной психотерапии.
Главная задача в провокативной психологии — получить ожидаемую реакцию пациента. Для этого врач применяет основные стратегии поведения:
■ разговор глаза в глаза и физические прикосновения (поглаживания, похлопывания по плечу) — контакт нужно поддерживать постоянно, даже если пациент смущается или испытывает эмоциональную перегрузку;
■ тональность голоса — шутливую, гипнотическую, притворное расстройство;
■ зеркальное отражение поведения — позу, жесты, мимику, тон голоса врач повторяет вслед за пациентом;
■ анекдоты и шутки;
■ максимальный фокус на пациенте;
■ гибкое общение — чёткий план в провокативных методах только мешает. Специалисту следует реагировать на важные моменты, о которых пациент рассказывает вскользь, и, наоборот, пропускать мимо ушей чрезмерно эмоциональные заявления, которые оппонент считает важными.
Неспецифические методы психологических провокаций.
Из неспецифических инструментов терапии можно отметить следующие:
1.Передразнивание пациента;
2. Наглядную демонстрацию реакций людей на поведение пациента — например, подобострастие и страх перед авторитарной личностью;
3. Периодическое прерывание монолога пациента ничего не значащими, случайными, резкими фразами;
4. Шутливый скептицизм — врач приводит неубедительные доводы и высказывает сомнения в отношении успехов пациента;
5. Предложения абсурдных решений проблемы — таких, что даже пациент удивится этим глупостям.
Важным условием успешности провокативного сеанса является понимание врачом результата. То есть психолог, учитывая проблему, должен чётко знать, какую реакцию он ждёт от пациента, — например, уверенность в голосе, адекватную самозащиту, проявления любви, сочувствия, заботы.
Как только результат будет достигнут, можно считать, что сеанс закончился успешно.
Удачи в понимании себя!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru