Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Фарфор Дулёво. "Семидесятые".

Здравствуйте, друзья. Данная статья посвящена общей дулёвской эстетике в посуде (речь не о статуэтках!) "семидесятых" годов. Так же, как и эстетика "шестидесятых" не соответствует строгой календарной датировке, и ворвалась в декоративное искусство СССР с небольшим временным лагом в постсталинское время, так и термин "семидесятые" применительно к эстетике нельзя отнести строго к 1970-м годам. Начало шествия - 1967-й год (это было яркое событие в СССР - пятидесятилетие Октября; к нему готовились загодя все предприятия страны, и практически все заявили о выпуске к дате новой продукции, именно поэтому чётко определяется "водораздел"), а закат пришёлся на начало 1980-х. Можно назвать это брежневским временем. Данное время также можно разделись на периоды. Первый период - с 1967-го по 1974-й. Пик экономического роста СССР, особенно, в сравнении с другими странами. Соответственно, это дало толчок к развитию всех видов искусства, в т.ч. декоративного. Эти процессы отражены в таком синтетическом виде искусства (который требует огромных финансовых, организационных, интеллектуальных вливаний, а также сильной технологической базы), как кино. Заявленное время критики в один голос называют "Золотым веком Советского кино". Названий фильмов и сериалов приводить не буду, чтоб никого не утомить - все они на слуху, и включают десятки названий.

Возвращаюсь к Дулёво. "Сверху" на художественное руководство предприятия в вопросах о том, в какую сторону должна двигаться эстетическая мода, уже никто не давил (во всяком случае - точно не так, как в прежние времена). Предприятие продолжало выпускать в больших количествах посуду для ежедневного пользования в традиционных, хорошо зарекомендовавших себя формах. Она раскупалась как населением, так и предприятиями общественного питания (столовые в те времена имелись при каждом заводе, НИИ, детском саду, школе, ПТУ, техникуме и институте, имелись они и в санаториях и Домах отдыха, кроме того, посуда требовалась ресторанам и кафе). Это были просто оформленные изделия с декором в виде деколей или отводки золотом.

Выпускались подарочные изделия, вроде известных чашек-гигантов и доливочных чайников с ручной сложной росписью, настенных тарелок и блюд, и "праздничные" сервизы, которые не стыдно было выставить в серванте. Разнообразие форм и декора сувенирной продукции впечатляло, и практически в эстетике ограничивалось разве что Уголовным кодексом (запрет на порнографию, идеологию нацизма и т.д.). Такая свобода наложилась на традиционное для Дулёво "русское" понимание красоты в виде ярких многокрасочных крупных рисунков с большим количеством позолоты, от которой световые потоки отражались, как в зеркале. Такие изделия и комплекты смотрелись очень эффектно, и имели воистину музейную ценность.

Предметы из комплекта "Юбилейный". Автор росписи В.А. Городничев. 1970. Музей завода Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы из комплекта "Юбилейный". Автор росписи В.А. Городничев. 1970. Музей завода Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Большое блюдо "Золотой олень" и сервиз "Золотой олень" на модной форме "Белый лебедь" скульптора О.М. Мухигули. Автор росписи - П.В. Леонов. Лично мне эта форма не сильно нравится, она выбивается из дулёвской традиции, и ближе к эстетике кавказских гончаров. Но в семидесятые она считалась моднейшей и свежайшей (создана в 1968-м году). И до сих пор пользуется спросом. Также можно видеть доливной чайник на 4,5 л. в росписи "Красавица" (автор - П.В. Леонов) на синем. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Большое блюдо "Золотой олень" и сервиз "Золотой олень" на модной форме "Белый лебедь" скульптора О.М. Мухигули. Автор росписи - П.В. Леонов. Лично мне эта форма не сильно нравится, она выбивается из дулёвской традиции, и ближе к эстетике кавказских гончаров. Но в семидесятые она считалась моднейшей и свежайшей (создана в 1968-м году). И до сих пор пользуется спросом. Также можно видеть доливной чайник на 4,5 л. в росписи "Красавица" (автор - П.В. Леонов) на синем. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Поскольку вмешательство "сверху" в работу художников было ослаблено, в следующей галерее можно увидеть, как был преодолён приказ о запрете росписи крышечек для чайников и сахарниц для ширпотребных сервизов (см. статью "Фарфор Дулёво. "Шестидесятые"). Как его обошли? Крышки не расписывали, но как бы обозначали (двумя-тремя мазками кистью на хватах), что крышки принадлежат конкретному сервизу. Это несколько смягчило недовольство покупателей.

Конец 1960-х годов отметился вереницей юбилеев. После юбилея Октября наступил год юбилея Советской Армии (1968). В 1970-м в стране с размахом отметили юбилей В.И. Ленина (100 лет со дня рождения).

Что самое интересное, дулёвская эстетика частично совпала с самой пиковой на тот момент (конец 1960-х - начало 1970-х годов) модой в декоре Северной Америки, густо замешанной на ПСИХОДЕЛИКЕ и ПОП-АРТЕ с т.н. живописью жёстких контуров. Наиболее ярко она выразилась в американском мультфильме по песням "The Beatles" - "Жёлтая подлодка" (англ. "Yellow Submarine", 1966). О стиле ПСИХОДЕЛИКА в настоящее время не любят говорить и вспоминать, потому что нагромождение чрезмерно ярких контрастных колеров в ПСИХОДЕЛИЧЕСКОМ искусстве во многом было связано с изменением цветового восприятия мира художниками - апологетами стиля - под влиянием приёма различных веществ (ради т.н. "расширения сознания"). Понятно, что внешняя стилевая схожесть "русской" росписи Дулёво и американской ПСИХОДЕЛИКИ имела совершенно различные корни. В Дулёво у художников сознание было "расширено" от другого "источника" - яркая образность шла от национального характера и являлась культурным почерком "широкой русской души".

В 1973-м году предприятие возглавил новый директор - Михаил Борисович Борисов. Он пришёл на завод в 1955-м году после окончания МХТИ им. Д.И. Менделеева, досконально знал всю технологию производства, и до своего назначения директором одиннадцать лет проработал главным инженером. Бессменного главного художника завода П.В. Леонова новый директор понимал с полуслова. За несколько лет на заводе была проведена масштабная реконструкция. Завод стал современным (на тот момент) предприятием. Объём выпуска изделий к 1980-му году достиг 75 000 000 шт. в год. По данному показателю завод в Дулёво опережал все фарфоровые предприятия Европы. Понятно, что "своего" директора на заводе помнят и чтут до сих пор.

В 1974-м году произошли события, приведшие к застою в развитии всех сфер жизни в СССР и к быстрому отставанию экономики страны от экономик (прежде всего) Западных стран. Драматические изменения были связаны с т.н. Нефтяным кризисом, когда нефть на внешнем рынке в одночасье подорожала в разы, и кремлёвская элита впала в соблазн получать всё, что ей нужно и не нужно, продавая на внешних рынках за иностранную валюту нефть (которой в стране был избыток), и покупая на валюту у чужаков всё "лучшее", не вкладывая ни копейки в развитие собственных внутренних производств. С тех пор все Советские, а затем и Российские элиты без исключения напоминают урода-придурка с тяжёлой зависимостью, который после очередной дозы, впав в эйфорию, кричит, что он клянётся завязать с нефтяной\газовой иглой, на которой "сидит", что его больше никто не "надует", не "поводит за нос", не воткнёт 100 ятаганов в спину, но потом впадает в "ломку" и идёт, как агнец, на подписание очередных "зерновых сделок" и "деэскалаций", выдумывание очередных "хитрых планов", "непростых решений" и "перегруппировок сил", лишь бы получить заветную дозу. Кроме того, инсульт Л.И. Брежнева (у него начались проблемы с речью), случившийся в том же 1974-м году, привёл к быстрой фактической потери управления всей чиновничьей вертикалью, что ещё более ускорило общую деградацию страны.

В 1976-м году "за выдающиеся достижения" завод Дулёво был удостоен высшей награды СССР (орден Ленина).

Однако некоторые предприятия СССР по инерции продолжали развиваться, выдавая продукцию высокого качества, пользовавшуюся спросом. В фарфоровой отрасли такими предприятиями второй половины 1970-х - начала 1980-х годов точно являлись ЛФЗ и Дулёво.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и иные элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.