Задания, актуализирующие внешний жизненный опыт
Педагогическая целесообразность подобных заданий заключается в следующем.
В Лагерь друзей попадают не какие-то абстрактные дети, с которыми можно работать с «чистого листа», а вполне конкретные ребята, обогащенные (или отягощенные) реальным жизненным опытом. Этот опыт может как способствовать налаживанию коллективной жизни, так и провоцировать ее разрушение, поэтому не уделять ему внимания было бы по меньшей мере недальновидно.
Конечно, многие стороны этого жизненного опыта задействуются в работе самого лагеря, в ходе реализации его многочисленных дел, упражнений и процедур. Но далеко не все. Особенно это касается глубоких личностных ценностей, которые лишь косвенно задействуются в лагерной жизни, определяя, тем не менее, мировоззрение и отношение к жизни каждой отдельной личности.
Иногда только из домашних работ начинаешь понимать особенности поведения некоторых лагерников. Причем, очень часто причины этих особенностей и проблем остаются неосознаваемыми для самих ребят, и иногда только совместное размышление по поводу той или иной домашней работы может дать ключ к решению этих проблем.
Но дело не только в этом.
Жизнь в Лагере друзей – это некая идеальная модель жизни человеческой личности, в которой должны быть задействованы все ее стороны, причем, не только те, которые обслуживают потребности жизни в дружном человеческом коллективе. Тут даже просматривается интересный диалектический переход личностно-индивидуального в коллективно-общественное. Чем глубже был интимно-личностный опыт, открытый коллективу и ставший его достоянием, тем более мощный импульс получают дружеские связи в таком коллективе. И домашние работы, помогающие актуализировать этот опыт, играют в этой связи очень часто решающую роль.
Первоначальное знакомство
В этой группе давайте рассмотрим домашние работы, направленные на углубление первоначального знакомства, самопредставление каждого участника лагеря. Познавательная сторона этих заданий заключается в том, что они побуждают к рефлективному осознаванию образа своего «Я» в его различных аспектах, прежде всего с нравственной точки зрения. Не меньшую роль в выстраивании этого образа играют и задания, предлагающие задуматься о том, какое впечатление ты производишь со стороны, что о тебе думают другие.
Что во мне есть такого?
Этот вариант задания нацеливает на поиск своих отличительных черт, некоей «изюминки», которая может выделить человека как оригинальную личность. И действительно, компактность и сжатость ответов подтверждают такую нацеленность:
«Каждый человек по-своему индивидуален. У каждого из нас есть собственная изюминка. Например, я во многих сложных ситуациях не унываю и остаюсь веселой. Даже не знаю, как мне это удается. Но когда я расстроена, ни один человек не сможет меня развеселить». Люда.
«Главная черта моего характера – откровенность. Во многом она мне мешает. С моими подругами я постоянно из-за этого ругаюсь». Катя.
«Ну, конечно же, у меня в голове есть серое вещество – мозги, а значит, немного ума тоже имеется. Есть совесть, принципы и много-много всего интересного, и вообще, я – актриса в этом большом театре». Таня.
Можно предложить вариант задания, акцентированного на поиск своего отличия от других.
Чем я отличаюсь от других?
В этом задании, пока еще подспудно, но предлагается соотнесения себя с другими людьми:
«Мне кажется, что главное мое отличие от других в том, что все мои движения в этом мире направлены на распространение светлой энергии вокруг. (Победа света над тенью в себе и вокруг.)». Вадим.
«Я отзывчивый, со сложным характером, справедливый, и многим кажется, что я чересчур умный. Это меня и губит в обществе. Но я считаю, что, в общем-то, этих знаний мало для моего возраста. Многим я зачастую не по душе». Мурат.
В последней работе собственная самооценка перекликается с оценкой со стороны. Чуть позже мы вернемся к заданиям, которые комбинируют собственный взгляд на себя и взгляд со стороны, а пока - последнее задание на самооценку.
Что я думаю о себе?
В самом вопросе заключается некое обобщение. Я и представлю это задание в качестве обобщающего в заданиях на самопрезентацию. Выделить главное из образа своего «Я» уже не в качестве «изюминки», а в качестве конструкта-каркаса своей личности – это уже сама по себе достаточно сложная работа. И если результаты этой работы хотя бы в некотором приближении соответствуют объективной истине, можно не жалеть затраченных усилий. Вот Женя, одна из самых умных девочек этой лагерной смены. Но даже для нее задание оказалось отнюдь не из легких:
«Что же я думаю о себе? Тяжелый философский вопрос, который мучит меня с древних времен. Но сейчас я попытаюсь ответить на него со всей искренностью, компетентностью и объективностью. (Женя, видимо, сбирается с духом.)
Итак, прежде всего я думаю, что я – уравновешенный и нормальный человек (хотя с уравновешенностью я поспешила – если меня довести!.. Вах-вах-вах!). Углубляясь в подробности, сообщу, что я обладаю интеллигентностью, общительностью, доверчивостью, внимательностью, некоторой добротой, а также упрямством. Несмотря на это, зло – это не про меня.
А если очень серьезно, я думаю, что я хорошая, справедливая, понимающая, умею слушать собеседника и располагаю к откровенности в беседе. Я говорю это честно – мне это не раз говорили, даже взрослые люди. А, вот еще, я – честная!
В целом я представляю из себя нормального, обычного человека, в котором положительные и отрицательные качества находятся в соотношении 90:10.
Если чего-то не сказала – вы добавите». Женя.
Конечно, о процентном соотношении можно подискутировать, но, обратили внимание, и Женя в конструировании своего образа обращается к взглядам на себя со стороны.
Однако, если она минимум внимания уделяет своим недостаткам (как-никак – всего 10%!), то многие ребята в первую очередь задумываются именно об этом, конструируя свой образ. Вот пример:
«Я думаю, что я очень вредная, не всегда признаю свои ошибки, у меня очень много плохих качеств, я часто бываю несправедливой, особенно к близким друзьям. Часто я говорю о человеке правду, хотя я знаю, что лучше было бы промолчать или сказать обратное, но у меня не получается. Практически всегда на меня за это обижаются». Алена.
В такой автохарактеристике при желании можно увидеть депрессивно-мазохистские черты. Но это тот случай, когда психологическая наука может дать только формальный контур личности. Для Аленки повышенная самокритичность вполне органична и является характеристикой скорее не психологического, а нравственного разреза ее личности.
Интересно, что есть примеры своеобразной внутренней дискуссии. Когда замеченные в себе недостатки могут быть представлены и как достоинства – смотря как их представить. И это понятно. Ведь это же твои качества, а значит, нужно уметь их принимать, даже борясь с ними, даже пытаясь их преодолеть. Присмотримся в этой связи к домашней работе Вани:
«Я думаю, что я придурковатый, заносчивый, чересчур веселый, несобранный полудурок!!!
Многие великие философы и мудрецы говорили, что способностью самокритики обладало ничтожно маленькое количество людей. Самокритика – это искусство, которое не каждому под силу. Я думаю, что я этим искусством в полной мере не обладаю, так как на каждое свое самокритичное качество нахожу опровержение.
Я сказал, что я придурковатый, но веду я себя не как неуравновешенный человек, заносчивый, да – но все-таки я себя контролирую. Несобранный – может быть, но когда дело важное и требует особого внимания, я выкладываюсь на полную катушку и показываю свою собранность и ответственность.
Ну, а насчет чересчур веселого, так я скажу. Я – человек жизнерадостный и всегда пытаюсь радоваться жизни и пытаюсь радоваться жизни, и пытаюсь эту радость, веселье распространить, чтобы люди вокруг меня, так же как и я радовались, и чтобы у них было хорошее настроение!!!
P.S. Не унывать!!!». Ваня.
Да, Ваня являет пример самопринятия, что, в общем-то, приветствуется в психологической науке.
Итак, друзья, мы уже обращали внимание на то, что многие ребята, выстраивая представление о самих себе, не могут обойтись без взгляда со стороны, без мнения со стороны значимых референтных людей. Давайте теперь обратимся к заданиям, которые комбинируют два этих подхода, две системы оценок: самооценку и оценку со стороны.
Каким я вижу себя? Каким меня видят другие?
Здесь представлю только две работы, причем, интересно, что обе девочки, чьи работы мы сейчас рассмотрим, считают себя замкнутыми людьми, но как по-разному эта замкнутость проявляется и объясняется.
«Я себя вижу неуверенной, неразговорчивой, некрасивой и обращающейся с теми, кого знаю. (С незнакомыми людьми бываю очень стеснительной.)
Другие меня видят: неразговорчивой, верным другом, замкнутой в себе.
Так получается потому, что я такая и есть». Юля.
Последняя ремарка появилась потому, что я предложил задуматься о возможных расхождениях. Но если у Юли здесь почти полная адекватность, то в следующей работе все гораздо сложнее:
«Мне кажется, что я очень глупая, потому что не могу понять свои чувства к природе и поэзии. Да и только глупый может думать об этом так много.
Но я скрываю это все в себе, и никто не знает об этом. Поэтому я уверена, что многие меня видят открытой, в общем, как болтушка, которая может рассказать все свои секреты.
Мне кажется, что во мне говорит страх недоверия к людям. Я уверена, что они не понимают меня. Поэтому не знают меня хорошо. И это служит мне защитой от этого мира». Роза.
Мы уже цитировали эти строки, но чем больше вчитываюсь в письменные работы Розы, тем больше убеждаюсь в ее гениальности. И удивительно, что именно письменные работы подводят к этому выводу. В реальной лагерной жизни она, конечно, тоже проявляет себя как неординарный человек, но отнюдь не с той степенью гениальности, которая иногда вполне явно сквозит из того, что выходит из-под ее пера. Что написано пером?..
Люди думают, что я…
Это домашнее задание с использованием метода незаконченного предложения. Здесь предлагается сосредоточиться на выявление образа своего «Я» у других людей. Далеко не у всех получается это сделать с такой степенью отстранения, которая позволяет не вступать в полемику с негативными оценками. Согласитесь, нужна большая сила духа и способность к отстраненной рефлексии, чтобы сделать такую работу:
«Люди думают, что я глуповатый, немного странный. У них часто появляется желание вызвать санитаров, когда я перегибаю палку.
Люди уверены, что я веселый и обезбашенный. Что со мной невозможен серьезный либо откровенный разговор. Я безответственный и ленивый, злобный и способный обидеть человека.
Вот каким разлагающим монстром видят меня другие». Вадим.
Кто-то, почти до конца сохраняя индифферентность, все-таки не выдерживает, как Нина:
«Я кажусь людям необыкновенной, можно даже сказать «со странностями». Например, когда я покрасила волосы в цвет «бордо», у всех было свое мнение. Некоторые крутили палец у виска и говорили: «Дура!» и т.д. А некоторые наоборот были в восторге и говорили: «Супер!» и что мне с красными волосами лучше.
А также я кажусь людям – это касается только мальчиков – пустоголовой куклой, которой могут управлять. Но главное вовремя взять инициативу в свои руки!
P.S. Мальчики, я не пустоголовая кукла!». Нина.
Большинство ребят пытаются объяснить или интерпретировать в свою пользу негативные оценки. Это один из видов ретрофлексии. И это психологически понятно. Хорошо, когда эта интерпретация не является непробиваемой защитой, а побуждает к нравственным реакциям. Вот как, например, в этой работе:
«Люди думают, что я невоспитанный, неуравновешенный человек, с которым трудно дружить. Еще люди или даже мои друзья, вы, наверно, думаете, что я люблю общаться с людьми. Но с теми, с которыми я не нахожу общего языка, я просто не уделяю им много внимания. Еще люди думают, что я грубая, но это, конечно, не так, потому что когда мне задают много вопросов, и я должно на них сразу ответить, я психую, и это кажется, что я грубая. Извините, если я кого обидела». Алена.
Еще больше интерпретационных «потугов» наблюдается в следующем варианте домашнего задания с методом незаконченного предложения.
Я кажусь людям, а на самом деле я…
Итак, здесь в самом задании предлагается сделать интерпретацию. Есть и скрытый подкрепляющий намек на то, что внешняя оценка людей может быть далеко не бесспорной. Задание само по себе достаточно сложное: оказавшись в «ножницах» оценки со стороны и собственной самооценки, очень трудно избежать соблазна тотальной самозащиты, особенно если атаке подвергаются трудноизменяемые душевные структуры.
Давайте присмотримся, как ребята пытаются выйти из этой ситуации.
У некоторых основной мотив интерпретации можно сформулировать так: «для разных людей я выгляжу и веду себя по-разному»:
«Я думаю, что для одних людей я спокойная, для других веселая, для некоторых, может быть, даже и глупая. Для каждого человека я выгляжу по-своему. Потому что, может быть, я стесняюсь кого-то, может быть, иногда меня не понимают. С кем мне легко общаться, я - одна. С кем трудно – я веду себя немного по-другому.
Конечно, я стараюсь быть сама собой, но иногда это сделать бывает очень трудно». Света.
У Светы явно видна неуверенность в интерпретации. В следующей работе объяснения «разности» в различном окружении более четкие и обоснованные:
«В каждом коллективе меня воспринимают по-разному. В коллективе одноклассников меня считают веселой, общительной, доброй; некоторые – равнодушной и неинтересной. Мне кажется: так и есть. В школе я общительная, веселая, дружу со всеми без исключения. Немногие так не считают. Некоторые судят о моем характере по себе.
В коллективе ансамбля «Ритм» меня считают наглой, скучной, малообщительной, обидчивой, равнодушной и глупой, так как я с ними не общаюсь из-за пошлых интересов и дурного характера…
На теннисе меня считают доброй, общительной, веселой, спокойной, какая я и есть в этом коллективе.
Мне кажется, что я чаще всего бываю доброй, общительной, спокойной и очень редко равнодушной…». Аня.
За этими работами трудно разглядеть основополагающие личностные черты, сами авторы не пытаются этого сделать. Однако другие ребята часто идут другим путем. Они сами выделяют блок наиболее важных личностных черт, который и подвергается интерпретации в «ножницах» внешней и личностной самооценки:
«Я кажусь людям: тихая, спокойная, не искренняя и застенчивая. Они видят в моих глазах безразличие и спокойствие. Сначала мои друзья были такого же мнения. Но, познакомившись поближе, они поменяли свое мнение на противоположное. Мои друзья узнали, что я не тихоня и не застенчивая, а дружелюбная, искренняя и почти всегда радостная». Нина.
А вот инверсия – рассмотрению подвергается противоположный комплекс личностных проблем:
«Я кажусь людям общительной, смешной, может быть, несерьезной, но на самом деле я скромная, застенчивая. Мой главный комплекс – это трудность общения с людьми. Некоторым людям хватает и нескольких минут, чтобы найти общий язык и подружиться. Мне нужно очень много времени для этого. Я узнаю человека быстро, но меня узнать трудно, вернее, для этого нужно очень много времени. Это, наверно, и есть причина того, что я долго схожусь с людьми в общении. Но когда человек узнает меня, то я ему открываюсь и становлюсь такой, какой меня многие видят». Вероника.
Вероника делает попытку объяснить неадекватность самооценки и взгляда со стороны. У некоторых эта неадекватность доходит до разительного контраста:
«Некоторым людям я кажусь очень веселым человеком. Я над всеми шучу, причем, мои шутки иногда кажутся окружающим хамством. (За это я извиняюсь.)
Но на самом деле я очень часто бываю серьезным и даже немного грустным. Я не знаю, почему так происходит. Но, как показывает статистика, - это происходит со многими «веселыми» людьми. К примеру, великий писатель-сатирик Зощенко, как говорят его друзья, был очень грустным, печальным и несчастным человеком». Вадим.
Вадим не знает причин этого контраста. А вот Даша в следующей работе знает. Причем в сходной ситуации. Это тем более удивительно, что она сознательно использует эту неадекватность:
«Я кажусь людям хохотушкой, болтушкой и пустышкой, а на самом деле я очень ответственная, дружелюбная и серьезная. Но я стараюсь преподносить людям такие свои качества, какие им нравятся, чтобы иметь много друзей (но у меня это не получается). Даша.
Последняя приписка симптоматична. Перестройка образа своего «Я» под внешнее окружение редко бывает эффективной и редко обходится без жертв для внутреннего самочувствия.
«Окно» души
Это задание можно представить как обобщающее среди заданий на первоначальное знакомство и самопрезентацию. Оно сочетает в себе самооценку и взгляд со стороны, причем во всех возможных вариантах. За основу здесь взято так называемое «окно Морено». Суть этого методического задания заключается в следующем. Ребятам предлагается начертить прямоугольник, напоминающий окно и разделить его на четыре части. В инструктивной преамбуле говориться, что нашу душу можно представить в виде окна с как бы четырьмя «форточками». Название каждой «форточки» вписывается внутрь каждой части окна:
Дома ребятам предлагается провести такую сложную исследовательскую работу. Нужно сначала описать каждую из частей-«форточек» души, затем в зависимости от объема написанного вычертить свое «окно души», где площадь каждой части прямо пропорциональна объему написанного, а на последнем этапе – еще и раскрасить каждую часть в зависимости от собственного к ней отношения.
На разъяснение всех методических тонкостей лучше не пожалеть времени:
«Первая часть души – это ее «открытая» часть, это те качества характера, темперамента, нравственного облика, которые хорошо известны и тебе самому и окружающим. Подумай и вспомни все свои качества, не составляющие тайны ни для тебя, ни для окружающих. Например, ты считаешь себя веселым человеком и знаешь, что так считают и все другие. Или ты – человек застенчивый, и это хорошо известно всем и тебе самому. Вот так в столбик и следует записать все такие «открытые» качества, причем не стоит забывать и о своих недостатках. Например, ты знаешь, что ленив. Тебе и самому приходится это признать, а уж нареканий со стороны родителей и учителей по этому поводу – хоть отбавляй. Смело вноси это качество в первую «форточку».
Вторая и третьи части души – так называемые «приоткрытые» форточки. Это те качества, которые известны только с одной стороны – или тебе самому, или окружающим людям.
Вторая часть – это те твои душевные и личностные качества, которые тебе хорошо известны, но ты их стараешься не показывать на виду, поэтому о них редко кто догадывается. Например, ты знаешь про себя, что ты человек обидчивый, но ты никогда этого не показываешь. Если тебя обидели, ты переживаешь это внутри себя, а снаружи делаешь вид, что все нормально. Итак, здесь все качества, которые ты по тем или иным причинам предпочитаешь хранить в тайниках своей души. Не стоит забывать и об отрицательных качествах. Мы ведь часто стараемся их не показывать. Но сколько-нибудь глубокий человек должен уметь видеть их в себе. Писать можно откровенно. Без твоего желания ни одна часть твоей души не подлежит разглашению.
Третья «форточка» - это часть твоей души, приоткрытая для окружающих людей. Для тебя она остается закрытой.
Сюда надо записать все качества, которые ты когда-либо слышал от окружающих тебя людей, но сам ты в себе их не замечал. Не возмущайся. Запиши все, что хоть раз о себе слышал, даже если тебе это кажется необоснованной клеветой, сплетней, вызывает чувство возмущения и раздражения. Например, ты слышал, что о тебе говорили, что ты жадный. «Чушь! Не жадный я, для друга я всем готов пожертвовать, а другим уж извините!..» Но запиши все-таки. Ну, и так далее. Говорят про тебя, что красивый или красивая, умный или умная…. «Эх, если бы! Хотелось бы в это верить, но ведь себя-то лучше знаешь». Однако запиши, раз говорят. Еще неизвестно, кто прав. Истина, как говорится «где-то рядом».
Ну, и, наконец, четвертая часть – это «закрытая форточка» или «слепое окно». Это та часть души, которая остается тайной, как для тебя, так и для окружающих тебя людей, даже самых близких. Психологи считают, что именно эта часть души наиболее глубока, поэтому так трудно и поддается осмыслению. Здесь можно записать те свои предположительные качества, насчет которых у вас нет определенного мнения. Вы хотели бы их знать, но пока не в состоянии. Например, вы не знаете точно, великодушный ли вы человек или нет. Простите ли вы предательство и измену или не сможете этого сделать? Или как поведете себя в экстремальной ситуации, когда, скажем, будет угроза вашей жизни. Сохраните ли вы мужество и силу духа или поддадитесь панике?.. Таким образом, все важные, но «темные», «закрытые» качества попадают в четвертую часть.
Итак, после того, как вы расписали каждую часть – посмотрите, что у вас получилось. В какой части более всего записей? В какой поменьше, еще меньше, и, наконец, самая небогатая записями часть?.. После того, как вы это определили, самое время приступать к вычерчиванию своего «окна души», в котором самую большую площадь занимает наиболее «расписанная» форточка и далее по убыванию.
Но и это еще не все. После того, как вы начертили свое окно, нужно раскрасить все его «форточки». А раскрасить их в зависимости от того, как вы к ним относитесь, какие чувства они у вас вызывают. Психологически обоснованный принцип раскраски такой:
оранжевый цвет – радостно;
синий цвет – равнодушно;
красный цвет – тревожно;
черный цвет – негативно.
После того, как вы нанесете раскраску, можете считать, что ваша работа по созданию своего «окна души» закончена».
После такой инструктивного разъяснения, можно еще поощрить ребят упоминанием важности предстоящей работы в плане самопознания, и, наконец, отпустить их с миром. Пусть делают и на следующий день приносят плоды своих работ. Давайте и мы к ним присмотримся.
Интересно, что большинство ребят, как вы это сами увидели, описания своих качеств внесли внутрь соответствующих «форточек», хотя об этом ничего предварительно не говорилось. Но ничего. Так даже еще нагляднее.
Мы посмотрели наиболее наглядные работы, а теперь поговорим о наиболее глубоких:
«1. Я знаю о себе: то, что я добрая, веселая, отзывчивая, смелая, но иногда могу и испугаться. Другие знают обо мне то же самое.
2. Я знаю о себе, что я могу быть ранимой. Другие об этом не знают.
3. Другие люди говорят, что я хитрая, как лиса, но я этого за собой не замечала.
4. Мне кажется, что иногда я поступаю эгоистично по отношению к другим. Но другие этого не замечают». Катя.
У Кати, кстати, четвертая часть выделена красным цветом как наиболее тревожная. А все-таки большую глубину души надо иметь, чтобы вовремя распознать зарождающийся эгоизм и затревожиться по этому поводу.
«1. Я знаю о себе то, что я бываю грустная, веселая, интересная, боевая, и другие тоже знают об этом.
2. Я знаю о себе, что я по жизни грустная и всегда натягиваю улыбку, а другие не знают об этом.
3. Я не знала о себе, что я прикольная и наивная, а другие об этом знают.
4. …». Женя.
У Жени важное в понимании ее личности заявление во втором разделе и тоже окрашено в красный цвет.
«1. Я и окружающие меня люди знают, что я целеустремленная, упрямая, стеснительная (я никогда не начну первой знакомство).
2. Я замечала за собой, что иногда могу позавидовать, солгать, пожадничать. И еще я очень обидчивая.
3. Исходя из первого дня лагеря актива, другие считают, что у меня добрые глаза. Еще мне говорили, что я веселая, но до этого я была уверена, что это не так. Однажды я услышала от близкого мне человека, что я гордая, но не хотелось верить этому.
4. …». Юля.
У Юли вторая часть даже не красная, а черная. Можно порадоваться за ее глубокую озабоченность нравственными проблемами.
«1. Все мои одноклассники знают, что я хороший собеседник и друг. Я того же мнения о себе. Люблю пошутить в меру возможности. Никогда не выбирал себе друзей, кто хочет со мной дружить, тот и будет мне другом. Все знают, что я могу помочь другу в любой ситуации насколько смогу. И они ее у меня нередко просят.
2. У меня большой внутренний мир, о котором некоторые даже и не подозревают. То, что скрывается внутри, незаметно снаружи.
3. Такого я пока что не замечал, чтобы знали другие то, о чем бы я узнал в последнюю очередь.
4. …». Саша.
Несмотря на то, что Саша не замечал «побочных» знаний, именно эта часть души его более всех тревожит. Это характерно для ярко выраженных интеллектуалов, которые чувствуют себя комфортно, когда все знания находятся под их контролем.
Обратили внимание, коллеги, что четвертая, «слепая», часть души даже в этих, наиболее глубоких работах, остается чаще всего незаполненной. Оно и понятно. Это область догадок, сомнений и предположений. Вот выписка всех высказываний из четвертой части:
- «У меня такого нет». Олеся.
- «Мне кажется, что иногда я поступаю эгоистично по отношению к другим. Но другие этого не замечают». Катя.
- «Я не знаю, какая профессия у меня будет, и другие этого не знают». Вадим.
- «Может, у меня такое поведение, не очень хорошее». Лера.
- «Что будет со мною в будущем». Наташа.
- «Я предполагаю, что у меня твердый характер, но ни я, ни остальные этого не знаем». Людмила.
- «Я не могу ответить на этот вопрос, но я думаю, что знаю о себе все». Нвард.
- «Я не знаю о себе наверно то, что я некрасивый, а может быть, и наоборот». Леша.
- «Очень злая. Равнодушная. Очень добрая». Галя.
Что здесь? Отрицание вообще информации в этой области, предположения о будущем, сомнения в каких-то нравственных и личностных качествах. Последнее высказывание характерно – неопределенность между двумя крайними нравственными позициями.
Итак, коллеги, мы закончили рассмотрение домашних заданий, рассчитанных на первоначальное знакомство и самопрезентацию. Переходим к другим видам заданий, рассчитанных на постижение различных сторон личности каждого участника лагеря.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь