Найти тему
Открытая семинария

Из "мудрого бедняка" - Путь Белого царя, Екклесиаста 9

Продолжаем вместе читать и изучать книгу Екклесиаста (царя Соломона) в ее преломлении к нашему времени, ко времени прихода Белого царя и Святой Руси. Первая половина посвящена теме бессмысленности жизни без веры в воскресение из мертвых - в конце времен и во плоти. Об этом мы прежде говорили - обычно в контексте вопроса о воскресении из мертвых избранных святых во время явления Белого царя. Во второй части главы проходит образ "мудрого бедняка", к голосу которого не прислушиваются. В этом бедняке мы без труда узнаем Бедного царя из пророчества Соломона, и из множества пророчеств - до явления на царство. И, как всегда, подметим новые детали.

Екклесиаст 9 глава

1 На всё это я обратил сердце моё для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всём том, что перед ним.

Соломон открывает здесь удивительный секрет, который нужно знать и Белому царю, и всем людям доброй воли. Соломон говорит, что праведные, мудрые люди - то есть люди, которые отдают себя в руки Божии, доверяют Ему - в руках Божиих и пребывают, и направляются Им, и со временем все их чувства, и мысли, и привязанности, и побуждения - все это будет направлять их путь. Сам по себе человек блуждает во тьме, не знает - что любить, что ненавидеть. Хотя думает, что знает. Поэтому и деяния их - либо разрушительны и вредны, либо просто бессмысленны. А деяния человека праведного, мудрого - направляются и осуществляются Богом. Читаем дальше:

-2
2 Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это-то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

Соломон поднимает тему бессмысленности жизни без воскресения из мертвых и без суда над делами человека - добрыми и худыми. Это - та же самая тема, которую поднимает и Иов в своем плаче, в своем отчаянном поиске ответов на вопросы. Тема Серафима Саровского и воскресения из мертвых. И вот что удивительно: ищущим даются эти ответы. Я неоднократно подчеркивал, что Писания Ветхого Завета не дают обещаний вечной жизни, или воскресения из мертвых - только Иисус Христос, спасши нас от смерти, мог сделать - и сделал - это заявление. Другим же, кому открывалась эта надежда, эта вера - тому же Иову и Соломону - оставалось молчать, но жить теперь уже иначе, жить с надеждой и верой, которую они еще не могли, да и не имели права сполна выразить, передать.

Мудрый бедняк, спасший город
Мудрый бедняк, спасший город

Но им - и вот она награда "мудрым и праведным" - уже было открыто то, что откроется людям столетия спустя, со смертью и воскресением Иисуса Христа: что будет воскресение из мертвых, Суд и спасение праведников к вечной жизни. Сам Соломон, который сетует на то, что в мире нет справедливости, и один конец у праведного и неправедного - смерть - завершает, тем не менее, свою книгу словами: "ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо." Читаем дальше:

4 Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву.
5 Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чём, что делается под солнцем.

Мы уже многократно говорили, что согласно Священного Писания и отцов Церкви мертвые покоятся, спят - до дня Второго пришествия, или до дня Суда. И только мученикам и святым Божиим выпадает честь "лучшего воскресения", когда человек получает свою награду, как Моисей, немедленно (или через какое-то время) после смерти и воскресения в новом прославленном теле.

Но Соломон, похоже, еще не идет так далеко в своих прямых познаниях - потому что эта мудрость должна была раскрыться только с приходом Иисуса Христа.

7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим.
8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.
9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Зампиджи Эугенио «Счастливая семья»
Зампиджи Эугенио «Счастливая семья»

Это - замечательный совет всем людям доброй воли. Ничто так не угодно Богу, как радость сердца нашего - потому что радость сердца есть благодарение. Человек счастливый - по-настоящему счастливый - это человек благодарный. Это и есть - портрет святого человека. Для святости не нужно уходить в монахи, носить черные ризы, быть безбрачным, питаться корочкой хлеба, жить в сырой келье...

Соломон уже говорил, в предыдущей главе, которую мы с вами разбирали: "И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем" (8:15).

Образ Белого царя во всех пророчествах - как и в этом наставлении Соломона - это образ счастливо женатого человека, относительно бедного, трудящегося, благодарного Богу, и даже, по заповеди Соломона, пьющего "в радости сердца вино" - пророчество, о котором мы говорили в отдельной публикации. Читаем дальше:

10 Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

Мы говорили выше об этом. Кстати, даже Белому царю надлежит, согласно Откровения 11, сойти в могилу - где нет ни размышления, ни знания, ни мудрости. Но это продлится совсем уже недолго - три с половиной дня:

9 И многие из народов, и колен, и языков, и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
11 Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Откровение Иоанна 11 глава
-5

Читаем дальше:

11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

Когда Соломон говорит "случай" - он вовсе не имеет ввиду "случайность". Библия очень часто использует это слово, чтобы подчеркнуть, что все ключевые ситуации происходят только внешне как "случай". Часто в Библии говорится примерно так: "случилось же так, что им пришлось", или "случилось, что они пошли" и т.д. - после чего выясняется, что это было не случайное, но судьбоносное "случилось", заранее подготовленное Богом. Я, кстати, обратил внимание, что русский перевод Библии часто пропускает эти слова "случилось же" - как будто это какие-то излишние слова, хотя они не излишни. Например, в Бытие 40 (с первого стиха) мы читаем: "После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царём Египетским."

Иосиф толкует сны виночерпия и хлебодара
Иосиф толкует сны виночерпия и хлебодара

В оригинале эта глава начинается со слов "так случилось" - чтобы подчеркнуть, что кажущаяся случайность (нечаянный гнев фараона на своих слуг) призвана была послужить (1) спасению Египта и (2) возвышению Иосифа как Белого царя. И дальше следует история, показывающая, что это не просто "случайность" - но пришло время и место исполниться тому, что обещал Господь. И таких примеров можно привести множество. О том, что воины "случайно" не перебили кости Иисусу сказано:

Ибо сие произошло (случилось), да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Евангелие от Иоанна 19:36

Таким же образом и превращение "мудрого бедняка" в Белого царя - это не его заслуга, и не результат умелой предвыборной компании, но исполнение, в должное указанное время и в должном месте Божиего обетования.

Апостол Павел говорит: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу." Послание к Римлянам 8:28. Также и эта глава Екклесиаста начинается с утверждения, что "праведные и мудрые - в руке Божией", и что происходящие с ними "случайности" не случайны и служат им во благо. А вот с нечестивыми, оказывается, все иначе:

-7
12 Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Очень важно - знать времена, в которые мы живем, знать пророчества. Если люди не ищут мудрости, то они попадают в пагубную сеть. И то, что приносит разумным и благочестивым радость и веселие, как то, чего ждали - приходит на нечестивых неожиданно, как крах. Вспомните, к примеру, радость людей доброй воли и агонию злодеев, когда приходит назначенное Богом время явления Белого царя:

(61) И они (злодеи) скажут себе: «Мы слышали о нем, что он благой Божий. Что касается нас, то все мы скованы нашими собственными цепями, и мы разделяем грехи и преступления этих знатных имен и тех, кто собирает налоги, вместе с весьма нечестивыми священниками.
(62) И, как следствие, многие сбегут в мрачные и плохо освещенные места земли (Север). И все оставшиеся, кто не бежал, воздав славу Богу, умиротворятся.

Но продолжим чтение Екклесиаста - теперь он переходит к теме этого "мудрого бедняка" - образа Белого царя до его поставления на царство:

13 Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:
14 город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы;
15 но в нём нашёлся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом бедном человеке.
16 И сказал я: мудрость лучше силы, и, однако же, мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
-8

Надо сказать, что Соломон здесь обращается во-первых к наблюдению - эта история, история с мудрым бедняком, уже произошла, на его глазах. И Соломон отмечает эту историю как ободрение грядущему Белому царю, о котором сказано в пророческом Сборнике Льва Мудрого:

(42) Он говорил о пророчествах в прошлом, и его не слушали, и считали его никчемным. Люди в прошлом относились к нему как к еретику с презрением, считая его почти мертвым и бесполезным.

Как и древние пророчества из Сборника Льва Великого, так и советы царя Соломона призваны напомнить Белому царю, да и всем, кому Бог дает мудрость, что Божия мудрость (которою все и держится, которою стоит любой город, любое государство, общество) - не ценится людьми, если эта мудрость бедного человека.

Так было, к примеру, с Григорием Ефимовичем Распутиным, советом которого Россия стояла, спасалась - потому что государь слушал его совета. Но другие не послушали Григория Ефимовича, этого мужика, бедняка, еретика - и грод, и страна были в результате разрушены.

И Бог, через ситуацию с последним Белым царем, еще раз хочет показать людям, как ошибочно и предвзято они судят. И Бог возвысит этого "мудрого бедняка", как возвысил Он некогда Иосифа Прекрасного, отца нашего. И тем прославится Бог и посрамятся мудрецы мира сего. Но прочтем последние слова этой главы:

-9
17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

Мне сразу вспомнилась примечательная фраза из Сборника Льва Мудрого о Белом царе: "(11) голос у него спокойный". Соломон указывает на разницу между мудростью даже бедного, но Божиего человека, даже высказанной спокойно - перед авторитетными заявлениями и даже угрозами влиятельнейших грешников, которые вольно или невольно губят "много доброго".

Соломон наблюдает. Соломон примечает. Соломон, как царь, пытается исправить ситуацию. Но он знает - и признает это в своих писаниях - что только с приходом Бедного, или Белого царя до людей дойдет, что они смотрели, слушали, думали не по-Божески, а по-человечески. Но даже это - не случайно, но предусмотрено Богом, чтобы люди прославили Бога за Его мудрость, и за то, что наступает время, в которое Бог уже не позволит "мудрому бедняку" оставаться безгласным, считаться ненужным. Соломон с надеждою смотрел в это будущее, в котором он сам хотел бы оказаться - в наше с вами ближайшее будущее.