В нашем музее действует выставка «Великан из Костюков», рассказывающая про жизнь самого высокого человека в мире Фёдора Андреевича Махнова. Великан родился в Витебском районе в конце 19 века, стал популярным цирковым артистом, снискал славу и внимание к своей персоне, а после смерти стал своеобразным брендом района. Его рост составлял 285 см! В честь великана проводится фестиваль «Волаты Придвинья», и действует туристический маршрут «Тропа Великана».
Из тех фотографий и открыток, которые дошли до наших дней, особый интерес у меня вызвало изображение, на котором гигант в кавказском костюме лежит на арене цирка, а рядом с ним женщина-лилипут, одетая в красивое платье. На фотографии подпись: «Махнов и мадам Чекита». Кто же такая мадам Чикита, и почему она нам интересна? Дело в том, что за годы исследований, было собрано достаточное количество сведений, раскрывающих биографию гиганта, но всё равно в ней оставались пробелы. Мне стало интересно, а что, если современники Фёдора Махнова оставили свои воспоминания о нём в дневниках?
Совершенно случайно мне на глаза попалась в рекомендациях книга Антонио Орландо Родригеса «Чикита». Роман представлен как «вымышленная биография кубинской женщины-лилипута, написанная в стиле магического реализма». Оказалось, что в 32 и 33 главах романа упоминается и наш великан Махнов, а сама Чикита – никто иная, как женщина с упомянутой выше фотографии!
Таким образом, исследования биографии Фёдора Андреевича могут быть дополнены новыми интересными фактами от человека, который с ним общался во время цирковых гастролей. Так мадам Чикита действительно в 1905 году в модном лондонском театре «Ипподром» крайне успешно выступала с совместным номером с Махновым. Сперва великан плясал «донскую пляску» (теперь понятно, почему у него именно такой странный казацкий костюм), а после появлялась Чикита, и пела, расхаживая вокруг гиганта. В конце номера он ложился на помост, и крошка становилась в его раскрытую руку, полностью помещаясь на ней, и продолжала свою песню.
В книге встречается много необычных фактов, характеризующих Махнова с точки зрения Чикиты, и о них я хочу рассказать. Но стоит отметить, что всё это может быть плодом фантазии автора, поскольку он сам говорит, что биография вымышленная. Кроме того, ряд фактов не согласуются с ранее известными данными о жизни Фёдора. Но даже если автор не лжёт, то надо учитывать, что субъективное мнение одного человека о другом не всегда отражает реальность.
1. Тем не менее, первое что бросается в глаза читателю, это то, что Чикита в этом номере была «гарниром», а главным «блюдом» был Махнов, поскольку зрители шли именно на него, обеспечивая лондонскому театру аншлаги.
2. «Общаться они могли только на немецком, да и на том Махнов едва умел два слова связать».
Именно так пишет автор, говоря о взаимоотношениях гиганта и лилипутки, которые были далеки от дружеских. Дело в том, что в публикации 1910 года известной американской журналистки Маргариты Мартин говорится о том, что Чикита говорила на английском, испанском и итальянских языках. Немецкий при этом не упоминается, и вряд ли бы за 5 лет крошка могла его забыть. А вот Фёдор Андреевич, напротив, мог говорить на немецком языке, поскольку одной из гарантий его работы в цирке, которые продюсер дал отцу великана, было то, что 14-летнего Махнова будут обучать грамотности, и немецкому языку. Сам продюсер Махнова (личность очень загадочная, о которой я расскажу несколько позже) был немцем, и вряд ли за 10 лет пребывания за границей Фёдор Андреевич не мог бы выучить базовый немецкий язык общения. Здесь как раз таки правдиво будет сказать, что Чикита не могла двух слов связать на немецком, а не наш Великан.
3. «Интересовался он, по всей видимости, только покером и водкой. Хотя Чикита ни разу не видела его пьяным. Он мог уговорить три бутылки зараз и оставался свежим, как огурчик.» - так пишет про досуг Фёдора Андреевича автор романа. Надо сказать, что и другие авторы приписывали ещё в то время преувеличенные способности. Так другой исследователь из Уэльса (о нём я напишу то же позже), недавно издал книгу, в которой утверждает, что Махнов выкуривал по 80 сигарет в день. Хотя, мы не знаем ничего о том, что было нормой для такого уникального человека как Фёдор Андреевич Махнов, может действительно, три бутылки водки на него не действовали, а что бы удовлетворить никотиновую зависимость ему приходилось выкуривать по 80 сигарет в день.
Стоит заметить, что перед этим автор пишет, что Махнов путешествовал вместе с младенцем и женой, которая его контролировала. Это немаловажный факт! Сам Фёдор был добряком и любил компании людей, но автор или мадам Чикита делают из него пьяницу и игромана. А знаете почему?
Во всём романе про Чикиту она предстаёт в образе соблазнительницы, описанию разнообразных амурных похождений которой уделена значительная часть произведения. Может мадам Чикита хотела соблазнить нашего великана? Вполне могла попробовать, но верный жене Махнов не поддался, из-за чего был удостоен описанной выше оценки со стороны горе-соблазнительницы.
4. «Например, великан утверждал, будто от сдерживания газов у него делаются жуткие колики, и пердел в свое удовольствие повсюду, в том числе на сцене. Однажды, пока Чикита распевала, стоя на нем, он испустил такой громкий пук, что дирижер оркестра едва не испепелил взглядом всю секцию духовых, полагая, что один из трубачей дал петуха»
- пишет автор от лица мадам Чикиты. Здесь я просто не буду комментировать, и оставлю на суд читателя возможность такого поведения со стороны Махнова, которого с 14 лет обучали манерам в Германии.
5. «Но самой ужасной была привычка не носить трусов. Махнов расхаживал в шароварах, и то самое здорово под ними выделялось (представляешь себе размерчик?) и вдобавок моталось туда-сюда, словно маятник. Чикита старалась не смотреть в ту сторону, но взгляд сам собой соскальзывал, потому как было в этих колебаниях нечто завораживающее, и противиться чарам не могли ни женщины, ни даже мужчины.»
Данный момент стоит прокомментировать, и сказать, что данная вставка скорее всего была сделана исключительно с целью придания пикантности роману. Но, с другой стороны, этот акцент мадам Чикиты на детородном органе Махнова, которого она пыталась безуспешно соблазнить, подчёркивает правильность теории об отвергнутой женщине, которая в отместку оставила о Фёдоре именно такие нелицеприятные воспоминания. Что касается возможного размера детородного органа, то он был, вероятно, вполне в рамках нормы. Об этом свидетельствуют воспоминания медицинского осмотра перед женитьбой на Ефросиньи Лебедевой.
6. ««Неотесанный» — так отзывалась Чикита о Махнове в книге. Ну а чего еще ждать от крестьянского парня, не обученного толком ни грамоте, ни манерам, которого за шкирку вытащили из его украинской деревни? Ясное дело, с лондонским шиком и лоском он не очень-то вязался.»
И вот с этим пунктом мы имеем уже ясную картину относительно мнения, которое живущий в США автор вложил в уста Чикиты о том, что все славяне для них неотёсанные. Здесь дело даже не в том, что родиной Махнова названа Украина, а не Беларусь, а в том, что заранее постулируется мнение что все, кого «за шкирку» вытащили из славянских стран «неотесанные». Некоторые политики любят говорить, что Украина/Беларусь/Россия – это Европа, но надо понимать, что в Европе придерживаются совершенно другого мнения.
Стоит добавить, что Махнов не был самым образованным и «лондонским» человеком, но он не был и таким, как мадам Чикита, с её загулами и беспорядочными половыми связями (опять так, если верить американскому автору!). Он не разбивал чужие семьи, не вступал в однополые связи, он спокойно работал, был рядом с семьёй, на провокации не поддавался. А уж тот факт, что с 14 лет он находился в Европе, говорит нам о возможности за 10 лет социализироваться и научиться копировать модели поведения окружающих Махнова европейцев.
К сожалению, факты, изложенные в книге скорее всего, не соответствуют действительности, но написано легко и правдоподобно, отчего в них и веришь. Здесь нет чрезмерных преувеличений. И хочется верить, но что-то останавливает, какая-то неестественность.