В Тибетском буддизме страны, где нет Дхармы, называются ,,варварскими".
И в наших краях буддизм не может себя защитить и проявить во всей целостности, показать и доказать, чем он является на самом деле.
Кто угодно может о написать о буддизме любую ерунду в интернете и потом это ,,разъяснение" навсегда останется с прочитавшим его человеком.
И человек решает, что ,,буддизм именно это вот и есть".
Например, на днях попалось такое: ,,буддисты хотят избавиться от страдания, поэтому они впадают в такое трансовое состояние, при котором у них нет никаких мыслей и они совсем ничего не воспринимают. А когда они ничего не воспринимают, то у них нет и страдания.
Поэтому, возможно, это и имеет некий смысл, но по сравнению с христианством буддизм является низшим учением".
Также можно услышать, что буддизм ,,это религия, которая занимается в основном гармонией и достижением хорошей гармоничной жизни".
Или - буддисты ,,занимаются садоводством, у них хорошее здоровье".
Недавно ,,узнали", что Будда Шакьямуни говорил, будто ,,эмоциональная привязанность - это страдание". ,, И какая же это чушь" - сказал блогер. ,,Люди как раз должны быть друг к другу привязаны, должны помогать друг другу". Автор заработал множество лайков.
Но дело в том, что Будда никогда не говорил, что эмоциональная привязанность является страданием. Будда говорил, что сансара является страданием. Когда говорят о привязанности, имеют ввиду сам механизм работы сансары.
Взаимоотношения между субъектами и объектами, возникающие в результате незнания человеком своей подлинной недвойственной природы сознания, являются корнем страдания. А радостные привязанности и моменты сансарического счастья отнюдь не заставляют нас страдать.
В нашем мире можно вырвать из контекста Дхармы любую строчку и для тех, кто её прочитает, буддизмом навсегда останется именно этот кусочек . И человек решит - ,,да, буддизм это не моё. Конечно, в нём что-то есть, но христианство ( мусульманство, иудаизм) - это гораздо выше".
Он скажет : ,, у вас нет духовной брани, потому что вы боитесь страданий и всячески от них отворачиваетесь. Вы ищите только покоя".
Или: ,,медитировать - это посидеть на реке с удочкой".
Прекрасный Борис Гребенщиков рассказывал, как он пытался медитировать где - то в тайском монастыре. Медитация не шла, он был очень нервный и мог только думать и сочинять свои песни. Но зато вернувшись домой, он лёг в ванну, расслабился, и ум сам успокоился без всякого монастыря. Что могут понять его поклонники, прочитавшие такое умозаключение? - ,,зачем там какие-то монастыри. Лучше я просто расслаблюсь. Meditation is relaxaition."
Кстати, БГ хороший пример того, что нельзя одновременно заниматься творчеством и всерьез медитировать. Глубокая трансформация ума требует полного отказа от творческой активности. Увы. ( но далеко не сначала. Только когда ум созреет для этого отречения).
Также в последнее время регулярно повсюду распространяются ,,изречения Будды", которых Благословенный никогда не произносил. С этим - вообще, беда.
Когда я вижу такое, то всегда пишу в комментарии, что не было у Будды таких слов. Но получается лишь глас вопиющего в пустыне.
Будда и буддизм вошли в моду и каждый делает с Дхармой, что попало. Чем больше подписчиков у блогера, пишущего про буддизм, тем пропорционально больше там ерунды.
(Меня, по правде говоря, искренне удивляет, что на этом канале так много подписчиков).
Часто возникает вопрос об ,,отсутствии бога" в буддизме.
В буддизме, действительно, нет такого бога творца, как, например, известный бог Яхве.
Описания деяний Яхве вызывают много вопросов , на которые человеку трудно ответить. У меня, например, всё в голове скрипело, когда я в свои христианские годы пыталась осознать и понять Бога - творца, Чувствуешь, что бог есть, но связать его с Писаниями было очень трудно.
Начиная с того, что Бог Яхве вылепил Адама, потом сделал из его ребра Еву. Причём он сделал это так, что те ходили обнаженные, скучные и было им друг с другом неинтересно. При этом Бог велел ,,ни в коем случае не есть яблоко". ,,Если вы съедите яблоко", говорил он, ,,вам станет очень плохо".
Это напоминает известный анекдот из историй про Ходжу Насреддина, который
сказал какому-то человеку, что ,,ему предстоит чудесное мероприятие, которое сделает его богатым. Но при этом нужно соблюсти важное условие - никогда не думать о белой обезьяне".
Разумеется, тот всё время думал о белой обезьяне.
Понятно, что и Адам с Евой только и думали о том, как бы съесть это яблоко и, наконец, съели.
И далее ,,возжелали друг друга ", а Бог стал их карать за то, что они ,,это" делают.
Зачем Бог создал людей такими, какие они есть, а потом стал их карать за это?
И, если он создал людей ,,по своему образу и подобию", то, следовательно, он - личность? С ногами, руками и всеми прочими органами?
Тогда какого он пола ? И так далее, вопросов - миллион.
У буддизма и индуизма таких невыясненных моментов нет.
Индуизм говорит, что ,,всё есть Брахман", буддизм говорит, что ,,всё есть Дхармакайя".
То есть все феномены являются проявлением творческой энергии совершенно невероятного, могущественного, всесильного, всезнающего источника.
В числе этих проявлений есть и племенные боги, такие как Яхве, например.
Яхве - это племенной бог, хотя и говорится, что он сотворил мир. Ведь знал он только о существовании евреев и палестинцев.
Евреи всё время воевали с палестинцами, а бог Яхве болел за евреев и всячески старался им помочь, например, швырялся жабами в палестинцев.
Но евреи всё равно проигрывали.
Неудачно получилось у Яхве с этим миром, который он сам создал. Почему -то создав мир, сам Бог как бы от него отделился и только и мог, что швыряться жабами или создавать проходы в океане.
Такого бога буддизм не признаёт. Хотя буддизм признаёт, что иногда сверхмогучие существа, боги, могут эманировать миры.
Эти миры творятся в меру энергии этих богов, в силу их способностей. Но сам источник этой энергии - это Дхармадхату.
Подобно тому, как творческий человек создаёт некое творение в меру своих способностей. Но при этом энергия его творения это не его личная энергия, а энергия Дхармадхату, которая проходит через него.
И сотворивший мир бог не является источником сам по себе.
Мир, который он создал, не является единственным, а правила, которые он установил, также не являются единственными.
Вот это буддизм не принимает.
Надо сказать , что не только один Яхве есть такой. В других традициях, в индуистской, например, есть культы отдельных божеств, которые управляют существами .
Буддизм говорит, что основой всего является Дхармадхату. Или Дхармакайя, можно чередовать эти слова.
Дхарма в данном случае - феномен, а Дхату - источник и основа пространства всех феноменов.
Все в любом случае Дхармадхату, а Дхармакайя - это когда Дхармадхату узнана. То есть Дхармакайя это одновременное осознание Дхармадхату.
В некоторых Дзогченовских тантрах рассказывается об Источнике.
В одной из них сам источник в виде Кунжет Гьялпо говорит: ,, Я есть источник всего - Я есть и эти йоги, и эти помраченные существа, и Чистые Земли и миры сансары".
Эти слова произносятся от лица источника.
В индуизме говорится, что ,,всё есть Брахман".
Когда Брахман персонифицируется, он выступает виде огромного количества божеств, богов индуистского пантеона.
Но все они по своей сути есть Брахман.
То же самое говорит буддизм - что ,,всё Дхармакайя".
Дхармакайя проявляет себя, как множество будд, множество богов, божеств различных градации.
В буддийском пантеоне есть 33 мира разных уровней богов.
Главное то, что наш ум по своей природе един с основой.
Но это не значит, что человек - это бог, как понимают некоторые.
Разница между светом нашего ума и светом основы - как между светом спички и светом солнца. Но по природе это одно и то же. Поэтому, чем ближе к основе - тем больше сострадания, знания, мудрости, понимания, способности и так далее.
И чем дальше от основы, тем меньше знания мудрости, тем больше злости и глупости.
Дхармакайя сама по себе является всеблагой, это союз сострадания и мудрости.
Есть песня Самантабхадры (Самантабхадра - это сама Дхармакайя, персонифицированная).
Там говорится, что ,,есть одна основа, два пути и два плода.
Первый путь есть путь знания меня, а второй путь есть незнание".
Когда ты находишься на пути знания, то ты приближаешься к своему источнику, и чем больше ты приближаешься к своему источнику, тем больше сам источник помогает тебе.
В буддизме нет такого понятия, как абсолютное зло или сатана. Сатана - это совершенно сгустившееся неведение. Но по своей сути он сделан из Дхармадхату, то есть и его тоже можно очистить в итоге.
Ад - то же самое, он тоже очищается.
Такое сгущённое зло - это уже наиболее далеко ушедшие существа по второму пути из двух, по пути неведения.
Если ты относишься к буддийской линии, то твои помощники на пути - это божества буддийской традиции.
Например, есть даже такие специальные существа женского типа, как дакини.
Дакини должны тебя всячески подбадривать, защищать. Но и наказывать за сильную халтуру.
Есть мужские защитники.
Эти высшие существа являются кураторами, наподобие ангелов в христианской традиции.
У каждого человека может быть свое личное божество, сопровождающее его на протяжении многих жизней.
Есть Учитель, который также возможно сопровождает тебя на протяжении многих жизней.
Говорится также про Абсолютное Прибежище, которое есть твоя собственная природа ума. Она имеет одну природу с самим источником, Дхармакайей и если ты направляешься в сторону знания, то помощь исходит оттуда.
Если ты отворачиваешься от знания, погружаешься всё глубже в сансару, ты создаёшь всё более и более негативную карму. Миры становится всё более и более плотными и всё более и более неприятными.
Сансара вглубь - это всё большее уплотнение, огрубление и понижение вибраций.
Освобождение - это всё большее приближение к своему источнику.
Будды - это существа, которые полностью объединились с самим источником, с самой основой.
Поскольку источник обладает безграничными способностями, он может эманировать огромное количество разной помощи в виде разных божеств и и чистых существ, но это все Он один.
Проблема в том, что эта помощь может быть оказана только с учётом кармы живого существа. Если существо само отвернулось и уходит, создает негативную карму, то и возможная помощь очень не велика и её размер зависит от самого человека .
Карма - это механизм, которым работает этот мир и механизм кармы тоже исходит из самого источника.
В каждой традиции есть свои божества.
У христиан есть Христос и святые угодники, свои святые есть у индуистов и буддистов.
Буддисты принимают Прибежище в трёх драгоценностях - Будде, Дхарме, Сангхе.
В Сангху ( собрание) входят как раз эти просветленные существа, просветлённые учителя, Йдамы, Гуру, которые помогают практикующему на пути.
Человек может не чувствовать и вообще не знать, что он практикующий, хотя в прошлой жизни он уже практиковал Дхарму. Высшие существа могут знать, что в данном случае ему нужно помочь, и помогают.
Но опять же - если у человека есть достаточная для этого заслуга. Заслуга - это накопленная человеком благая энергия.