Сейчас читаю книгу "Психологическое консультирование" Р. Кочюнас. Материалы статьи взяты из этой книги. Интересный момент, о котором я может и задумывался, но не всерьез - это очередность рождения детей в семье, на-сколько это влияет на формирование личности. Разумеется - это только один из факторов, который влияет на личность человека, но на-сколько он сильный!
Старший
Старший ребёнок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определённой эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сёстрами. Старшему ребёнку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребёнок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.
Наверное моё внимание к этой теме привлёк именно первый абзац описания влияния очерёдности рождения, так как не могу не узнать здесь себя. Действительно, получается, что первый ребёнок получает и внимание с заботой и возможность проявлять ответственность, помогая родителям. То есть уже в детстве, у первенца есть возможность побыть немного в роли родителя, что прививает ему консерватизм. Также он чувствует себя более-менее на равных с родителями, ведь ему доверяют больше (что логично, он же старше).
Второй
Второй ребёнок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребёнок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.
Интересно, что несмотря на диаметрально противоположное положение второго ребёнка, то, как он будет дальше развиваться не на-столько определено, как в случае старшего. Он может пойти разными путями, однако к конкуренции он уже привык, что называется, с самого детства. Хороший бонус. Однако революционные изменения скрывают в себе большую опасность, как и в целом любая революция. Из этого выходит, что второй ребёнок может оказаться непредсказуемым и инструменты, которые работали и хорошо себя зарекомендовали в воспитании первого ребёнка, могут оказаться либо бесполезными, либо оказать негативное влияние на формирование личности.
Младший
Особое положение в семье занимает младший ребёнок. В детстве он окружён любовью родителей и старших детей. Это создаёт благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш может надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.
Здесь, на мой взгляд, самая большая зависимость от воспитания родителей и их старших детей. Если переборщить с заботой и любовью, то это может вылиться в высокомерие и постоянное ожидание, что другие люди должны делать больше шагов в твою сторону, чем ты в их. Как понял я, это относится уже к третьему/четвёртому и т.д. детям в семье, которые окажутся самыми младшими. Так как второй ребёнок чувствует в первую очередь конкуренцию, ему немного не до заботы и любви в его сторону.
Единственный
Особенно тяжело положение единственного ребёнка. Он бывает в прямом смысле слова окружён любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестёр. В этом кроется много опасностей. Единственный ребёнок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребёнок избалован, и у него развивается требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребёнок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребёнок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.
Итак, получается, что единственный ребёнок получает: любовь, внимание, время, возможности для развития. Это можно использовать в свою пользу, но это может и негативно сказаться в будущем. Получается, что входные данные здесь наиболее рискованные, у человека могут сформироваться неправильные установки и ему будет тяжелее социально адаптироваться, чем детям из семей, где детей двое и больше.
Интересно будет посмотреть на поколение китайцев, когда они будут основой власти в своей стране. Обычно, действительно серьёзные высоты (губернатор области и выше) достигаются политиками к 50 годам. Политика "одна семья - один ребёнок" действовала в Китае с 1979 по 2015 год, то есть страна постепенно приближается к тому моменту (сейчас им максимум 36 лет), когда ей будут управлять единственные дети в семье.
Всё описанное выше, естественно не гарантирует чего-либо. Так как, как я уже писал, есть куча факторов, которые влияют на формирование личности человека. Но своё влияние в том или ином виде оставляет. В любом положении будут свои плюсы и свои минусы.