Продолжу свой рассказа про путешествие по верхней Волге. Про первый день путешествия можно прочитать здесь.
За ночь наш теплоход полностью прошел по каналу имени Москвы и вышел к Волге около города Дубна. Пройдя Иваньковское водохранилище теплоход направился против течения в сторону города Тверь. Жизнь на теплоходе кипела всю ночь, чтобы в 6:30 разбудить пассажиров по судовому радио, пригласить на утреннюю гимнастику, а затем и к столу на завтрак.
За завтраком нам предлагают выбрать, какие блюда приготовить на третий день путешествия.
Нас разбудили так рано, потому что в 9 часов утра наш теплоход будет уже в Твери и там нас будет ждать автобусно-пешеходная обзорная экскурсия по городу.
300 пассажиров теплохода выбрали один из 6 вариантов посещения города. Мы выбрали посетить Морозовский городок и пешеходную экскурсию по центру.
И вот мы выспавшиеся, сытые и полные энергии идём смотреть город.
О Твери отзывы противоречивые. Мои знакомые, посещавшие город ранее, высказывали самые разные мнения о городе. Кому-то Тверь нравится очень, кто-то считает этот город серым и неинтересным. Конечно, многие строения находятся в упадке и нуждаются в реставрации или хотя бы косметическом ремонте. Чего только стоит упавший шпиль речного вокзала.
Тверь иногда называют маленьким Петербургом. И это, отчасти, правда — хотя город имеет своё собственное неповторимое лицо в нём можно найти немало черт, которые роднят его с Северной столицей. Как же так получилось, что эти 2 города так похожи?
Виной тому опустошительный пожар, который случился 12 мая 1763 года, когда выгорела вся центральная часть города. По указу императрицы Екатерины Второй была создана архитектурная команда, которую возглавил архитектор Пётр Никитин.
Историческая, «случайная» застройка, которая складывалась в течение длительного времени, должна была уступить место «разумной» регулярной планировке с «образцовыми» строениями, построенными по единому плану. Тверь была перестроена в камне согласно принципам регулярной планировки. Украшением стал «версальский трезубец» — три луча улиц, расходящихся из одной точки. Так сделано в Санкт-Петербурге, Версале и Риме.
Старинный кремль разобрали — нужды в нём более не было.
На восстановление Твери после пожара 1763 года императрица Екатерина Вторая выделила один миллион рублей. В память об этом центральная улица города стала называться Миллионной (ныне Советская). В 1764-1766 году город украсил Императорский Путевой дворец. Архитектор Казаков возвел его в стиле классицизма с элементами барокко. В дальнейшем дворец несколько раз реконструировался, но он сохранил множество первоначальных элементов внешнего и внутреннего убранства.
Соединившая в 1851 году Москву и Петербург Николаевская железная дорога способствовала дальнейшему развитию Твери. Появляются различные фабрики и мануфактуры, открываются училища и школы.
В 1900 году через Волгу был перекинут изящный мост, который сейчас называют Староволжским, возведенный чешским инженером-строителем Л. Машеком по проекту инженера-технолога В.Точиского. Старый Волжский мост своим обликом напоминает мост Франца-Иосифа (ныне мост Свободы) в Будапеште.
После революции в Твери началась борьба с прошлым: изменились названия улиц, были закрыты и разрушены десятки церквей 17-19 веков.
В 1935 году взорвали кафедральный Спасо-Преображенский собор. 20 ноября 1931 года Тверь была переименована в Калинин, а в 1935 году и вся область стала называться Калининской.
Сооруженная около Дубны в 1932-1937 годах Иваньковская ГЭС (около которой мы как раз проплывали) позволила Волге стать судоходной до самой Твери. При этом городу удалось избежать печальной участи многих других волжских городов, оказавшихся под водой водохранилищ Волжского каскада.
Война не обошла Тверь стороной. 17 октября 1941 года Калинин был захвачен. Однако 6 декабря Калининский фронт перешёл в контрнаступление, и уже 16 декабря освободил город, серьезно пострадавший в ходе оккупации и уличных боев.
После войны Калинин начинают восстанавливать. Появляются роскошные здания в стиле сталинского ампира, надстраиваются старые. Причем архитекторам удалось попасть в стиль: временами дома конца 40-х - начала 50-х годов почти не отличить от тех, что были построены до революции.
В 1953-1956 годах через Волгу строится второй, Нововолжский мост. И снова эхом отзывается Петербург, вернее, в то время Ленинград: в качестве пролетов были использованы оставшиеся после реконструкции элементы моста лейтенанта Шмидта.
17 июля 1990 года городу были возвращены его историческое название и герб. С 1992 года и область стала называться Тверской. А вот район вокруг Твери до сих пор — Калининский.
Я подготовил небольшое видео про Тверь.
С полным основанием могу сказать, что Тверь — один из красивейших городов России.
Все на борт! Наш теплоход разворачивается и отправляется вниз по Волге в Коприно и Мышкин.