Мало кто знает, но венгерские автобусы Икарус имели различные варианты экспортного исполнения головной оптики для каждой страны-заказчика.
Так в СССР поставлялись Икарусы только с круглыми фарами, как сдвоенными, так и одинарными. Считалось, что круглая фара - это отличный вариант для коммунистического автобуса. Ведь почти все советские автобусы имели круглые фары.
Исключение составляли туристические ЛАЗы и микроавтобусы РАФ. У них фары имели форму так называемого усечённого сверху и снизу круга. И поэтому они казались прямоугольными.
Эти фары можно было встретить и на "Москвичах", так что достать такие новые или немного б/у было делом нехитрым. И неудивительно, что водители Икарусов вынимали штатные круглые фары и ставили вместо них фары от РАФов, ЛАЗов и "Москвичей". Правда для их крепления приходилось городить специальную подложку, чтобы не было зазоров.
Считалось, что более прямоугольные фары идут Икарусу лучше, чем классические круглые. Эти фары иногда закрывались согнутым и прикрученным к подложке оргстеклом, чтобы уберечь их от сколов.
Что же касается самой идеи - менять круглые фары на прямоугольные - то она появилась не на пустом месте. Так в конце 80-х - начале 90-х годов на полках магазинов и в киосках начали появляться зарубежные автомобильные журналы, в которых публиковались статьи с фотографиями.
Именно оттуда советские водители Икарусов и узнали, что оказывается в других странах, куда экспортировались эти венгерские автобусы, головная оптика Икарусов выглядит иначе. Среди круглых фар были и прямоугольные. Причём здесь речь идёт именно о прямоугольных фарах, а не о скруглённых по бокам.
Насмотревшись на эти фотографии советские "икарусники" решили, что так называемые "очки Икаруса" больше не в моде, и нужно менять автобусам фары, а не закрывать их светопропускающими козырьками от "Волги".
Большая часть Икарусов с прямоугольными фарами пришлась на автобусы, которые выпускались под брендом Manika. Также Икарус экспериментировал и с опытными моделями, которые не все пошли в серию, и у которых на этапе концепта тоже были прямоугольные фары.
Правда у заграничных Икарусов эти прямоугольные фары были одинарными. Двойных не было. Наши же в этом плане переплюнули оригинал и ставали конечно же двойные прямоугольные.
Особым шиком у "икарусников" считались сдвоенные прямоугольные фары, поверх которых были ещё и традиционные "очки Икаруса". При этом оргстекло на очках не должно было быть тонированным. Потому что через тонировку не всегда была видна форма фар.