Найти в Дзене
ИндияСвами

Самый мистический буддийский монастырь Ладакха

Оглавление

В Спитук приезжаем под вечер. После насыщенного дня и путешествия по другим гомпам кажется, что этот нескладно примостившийся на скале монастырь, всего в 8 км от столицы Ладакха – Ле, —   уже не может произвести на ум и сердце какого-то особенное впечатление. Но не тут-то было. Чувство, охватившее меня в этом монастыре, оказывается чуть ли ни самым сильным мистическим переживанием за все время путешествия по Ладакху

От истоков

От истоков

Монастырю, что расположен на высоте 3307 м, около тысячи лет. Он был основан в 11 веке и принадлежит к буддийскому ордену Гелугпа (т.н. «желтошапочники»). По другой версии, монастырь заложили в XV в. Самая старая его часть – Гонкханг (Gonkhang), расположенный на вершине холма, где есть образы божеств-покровителей.

В округе Спитук является главной гомпой, в подчинении которой находится несколько других монастырей — Сток, Санкар и Сабу.

Кстати, главный Лама монастыря Спитук, Его Святейшество Ринпоче Кушок Бакула является и главным ламой всего Ладакха.

Хранители Вечности, разрушающие Вселенную

В главном молитвенном зале гомпы – богато украшенный трон Далай-Ламы, утопающий в цветах и других подношениях, традиционные статуи будд и бодхисатв за стеклом и прекрасная «новогодняя» иллюминация. Разноцветные огоньки гирлянды весело мерцают в светлом просторном зале, ненавязчиво играет какая-то приятная музыка, у стены на подушках – несколько медитирующих индусов.

Читайте также: Буддийские ступы Ладакха

Обхожу зал традиционно слева направо, по часовой стрелке. Разглядываю статуи, задерживаясь у некоторых чуть дольше, когда глаз цепляет какую-то интересную деталь.

Выхожу, собираясь уже уходить. И тут замечаю неприметную дверь справа от зала. Что-то странным образом тянет меня туда. Переступаю порог комнаты и поначалу не могу понять, что происходит.

Все тело с ног до головы пробивает волна дрожи, по коже бегут мурашки, а сердце охватывает странное волнение. Оно не пугает, не заставляет бояться, но это чувство волнения невероятно сильное. Сердце колотиться и замирает как будто перед встречей с чем-то особенным.
-4

В молитвенной комнате темно и тепло. Красный загадочный свет затапливает маленькое помещение, словно некая вязкая и теплая субстанция. Воздух и даже как будто сама энергия пространства очень плотная. Кажется, что можно протянуть руку и потрогать ее на ощупь.

Помещение не больше метров трех, за стеклом вдоль стены — темные, вырезанные из черного камня статуи каких-то божеств. В невероятном волнении подхожу ближе и читаю таблички с именами богов:

Шестирукий Махакала и его спутники: Ямарадж, Чамунда, Кали…

Так вот, в чем дело. Вот чьи энергии населяют эту маленькую красно-черную комнату. Вот чьи энергии запускают волны дрожи по телу, рождая в мозгу тысячи мыслей или напротив, очищая его. Передо мной предстают они – сами хранители Вечности. Те, кто, разрушая, порождают новое, те кто вне пределов ума и самого Времени.

Океан Жизни и космос Смерти закручиваются фантасмагорическим омутом в воронку сознания, вливаясь через макушку головы внутрь тела и наполняя странным благоговейным восторгом перед мощью и величием этой вечной, нерожденной, безначальной и безконечной Силы.

-5

Не делаю ничего, чтобы вызвать в себе какие-то осознания или чтобы прекратить поток, идущий через меня. Тянет совершить простирание, и я не сопротивляюсь.

Выхожу, оставив здесь подношение и все еще дивясь накрывшем меня переживаниям. Ведь они были не просто внутри меня, они ощущались физически, как только я переступила порог комнаты и еще не знала, кому здесь идет поклонение.

Время над Временем. Кто такой Махакала?

Махакала, тибетская тханка в Ликир-гомпа
Махакала, тибетская тханка в Ликир-гомпа

В буддийской традиции Махакала —  свирепый охранник и защитник учения Будды и Дхармы. Как считают ученые, Махакала вошел в состав буддийского пантеона Ваджраяны из традиции тантрической индийской йоги как проявление Господа Шивы — Бхайрава (гневная, разрушающая форма бога).

Махакала в переводе с санскрита означает «Великое время», и первоначально в индуизме он был одной из двух ипостасей бога Шивы. Согласно индуистской космогонии, особая энергия, или форма Шивы — Время (Кала), в котором, создаётся вселенная, и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает её в ходе светопреставления.

Но когда «огонь Времени» (кала-агни) затухает, Время «пожирает само себя» и превращается в Махакалу — абсолютное «Время над Временем», Вечность. Это совпадает с началом периода небытия вселенной.

Не менее интересны и спутники Махакалы. Чамунда — грозная форма богини Шакти-Деви, супруги Шивы. Ямарадж  — бог смерти и справедливости, верховный судья загробного царства, Кали – еще однаяростная форма Шакти, уничтожительница демонов. Гнев Кали настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особая тема в мифологии — усмирение Богини.

Бхайрава и Шакти, тханка
Бхайрава и Шакти, тханка
Кстати, рядовые тибетцы панически боятся Махакалу, признавая в нём демона. Большую часть года, за исключением специальных дней, когда проводятся посвященные ему ритуалы, изображение Махакалы в гомпах закрыто в специальной часовне. Да и в Спитук-гомпа лики Махакалы и его спутников были прикрыты тканью.

Что еще интересного находится в монастыре Спитук?

В Храмовом зале гомпы можно увидеть висящие на стенах древние тантрические маски. Эти реликвии до сих пор используются во время ритуала Танца Цам на фестивале Густор, ежегодной приводящемся в монастыре.

В дукханге гомпы (зал собраний) видим пять рядов сидений для лам с каждой стороны и стеллажи с тибетскими текстами. За главным залом есть небольшая комната с образами Цонкхапы, двух его учеников, Тары и Будды.

Также в гомпе хранятся древние тханки, некоторые из которых привезены из Лхасы после китайской оккупации.

За монастырем довольно хорошо следят. В 70-е годы прошлого века многие его храмы были отремонтированы. В 1960 году был построен храм Чикханг со статуями Будды Шакьямуни и Авалокитешвары. Еще здесь можно увидеть статую Падмасамбхавы и храм Долма Локханг, посвящённый Таре. Там находятся 21 её статуя.

Как добраться

Спитук находится в 8 км к юго-западу от Ле, прямо в горах над лехским аэропортом.

Если вы путешествуете самостоятельно, лучше всего взять в Ле такси или арендовать автомобиль/байк. О города можно добраться до монастыря и пешком, если вы любите пешие прогулки.

Каждый турист должен заплатить 30 индийских рупий в качестве взноса при посещении гомпы.

Анастасия Ермакова, главный редакатор «Индия Свами»