Найти в Дзене

Мурату приснился его умерший отец и показал, как создавать голоса

Мурат Табулов живет в ауле Псыж в Карачаево-Черкесии. Мы планировали с ним записать интервью, как с мастером по изготовлению и ремонту национальных гармошек. Но оказалось, что он еще и глава аула в котором живет. Удивительно, как он все успевает! Руководит аулом, делает гармошки и трещетки, учит подрастающее поколение игре на барабанах и, ко всему прочему, воспитывает пятерых детей. Фантастика, честное слово.

Он нас пустил в святая святых – свою мастерскую. Все полки там заставлены гармошками, аккордеонами, а на стенах висят многочисленные инструменты.

Мурат в своей мастерской
Мурат в своей мастерской

Это ремесло ему передал его отец. Звали его Мухарби. Мурат признает, что его отец был настоящим гением. Талантливый мастер с идеальным музыкальным слухом. Отец Мурата создавал гармошки, чинил и играл на них. В его руках был весь процесс полностью: с поиска и подготовки древесины для корпуса до создания «голосов».

Когда ему делали заказ, ему важно было услышать, как звучит человек, какой он по характеру и темпераменту. И создавал инструмент прямо под стать заказчику. Гений, одним словом. Почти как знаменитый Страдивари, но по гармошкам. Сейчас таких уже нет.

Мурат рассказал, что у его отца даже не было специального образования. Он загорелся идеей мастерить гармошки, когда услышал их игру. Он работал в типографии Черкесска, а по вечерам ходил в местные мастерские, собирал секреты создания гармошки по крупицам, иногда их ему приходилось даже покупать.

Хотел передать все сыновьям. Но ближе всего это оказалось только Мурату. Мальчик засиживался в мастерской своего папы, а когда тот уходил, мог перепутать все детали и убежать, не понимал тогда насколько это все сложно. Но когда вырос, стал папе помогать.

– Я все время думал, что отец всегда будет рядом. И не торопился перенимать все секреты, считал, что время есть, успею. Но неожиданно отца не стало… И я не успел. Как настраивать голоса (звуки клавиш) так и не научился.

Но произошло нечто невероятное. Папа однажды пришел к Мурату во сне. И все ему показал. Три дня приходил, пока не открыл, как делать «голоса».

– Незадолго до смерти отца мы получили заказ на гармошку. Мы делали ее вместе. Но заказчица почему-то просила подождать, не забирала, возможно из-за оплаты. А спустя какое-то время после того, как отца не стало, она пришла за гармошкой. Я не смог ей ее отдать. В ней как будто живет наша душевная связь с отцом… – вспоминает Мурат.

Мурат признается, что, к сожалению, не обладает таким идеальным слухом, как его отец и играть на гармошках не умеет. Ноты настраивает уже с помощью современных средств, а не камертона. Но с огромным удовольствием продолжает дело отца и планирует только оттачивать свое мастерство с каждым днем.