2022 открыл новую и видимо завершающую главу в истории британского коллектива Jethro Tull. Иэн Андерсон поставил себе задачу написать и записать три альбома за три года (период 2022-2024 гг.) и две трети этого замысла уже выполнено, завершающая работа запланирована к выходу на осень 2024 года.
Первый альбом новой главы - The Zealot Gene (2022) затронул меня по касательной и каких-либо ярких воспоминаний о себе не оставил, а вот RökFlöte, о котором сегодня идёт речь, заинтересовал ещё на стадии анонса.
Мне, как человеку родившимся в северных широтах, мифология тех мест (не только север нашей России, но север, как таковой), в данном случае Скандинавии, очень близка. Сам Андерсон также испытывает интерес к культуре древних скандинавов, что не удивительно, ведь фамилия Андерсон (сын Эндрю) очень распространена на скандинавском полуострове, вспомним хотя бы шведа Бенни Андерссона из группы ABBA.
Иэн Андерсон:
Я всегда восхищался культурой и историей викингов, которые посеяли свое семя в северной Шотландии и ее западных островах, а также в Ирландии и восточной Англии. Приступая к написанию этого материала, я попытался узнать больше о некоторых дохристианских религиозных верованиях этих посетителей наших берегов.
Работа над альбомом началась 01.01.2022г., когда The Zealot Gene ещё не вышел. Изначально лидер Tull поставил перед собой задачу написать инструментальный альбом, дабы продемонстрировать роль флейты (в данном случае доминирующую) в рок ансамбле. Но как только в мысли Андерсона вторглась скандинавская мифология, а конкретно миф о Рагнарёке, изначальный замысел подвергся корректировке, одна два составных элемента: рок и флейта, остались.
Рок, как жанровая принадлежность музыки, которую играют Tull, Rök, как часть слова Ragnarök, а также слово rock в своём буквальном значении – скала, что нашло отражение в оформлении альбома.
Иен:
Для оформления обложки альбома я выбрал изображения с использованием различных каменных поверхностей и пиктограмму в стиле петроглифов бронзового века, высеченных в скалах в Тануме, Швеция. Дополнительные фотографии украшают внутренние страницы буклета, показывая группу за работой в студии, а некоторые сделаны на фоне скал.
Двенадцать композиций альбома посвящены представителя пантеона древнескандинавских божеств, а также различным события мифологии. Для более аутентичного воплощения замысла Иэн поступился монополией на лирику и отдал две композиции в руки исландской певицы Унур Бирны. Взяв за основу стихи Старшей Эдды (один из памятников исландской литературы), она написала стихи для композиций (Voluspo и Ithavoll) на староисландском и сама же их исполнила.
На тех же стих Старшей Эдди базировал свои тексты и Андерсон, что напоминает его работу над тестами к альбому Songs from the Wood (1977), часть которых строилась на книге Folklore Myths and Legends of Britain.
Демо-версии всех композиций были готовы к концу февраля 2022 года, стихи же были написаны на 90%, итоговый результат был полностью оформлен у Андерсона в голове, но он донёс до музыкантов только общую концепцию, отдав итоговый результат на откуп группе.
Минутку, а что же флейта? Мы вроде говорили о названии альбома RökFlöte, при этом проигнорировали его вторую составляющую. Исправляемся.
Обычно Иэн использует на записях и концертах флейту Пауэлла, но для записи данного альбома было принято решение расширить флейтовый арсенал. Андерсон приобрел новую флейту Alto от Trevor James и новую Flute D'Amour от Altus и даже маленький ирландский свисток снова нашел свое место. Alto — это глубокая, звучно звучащая флейта, чей звук украшает композиции Voluspo и Cornucopia, а Flute D'Amour — более мягкая флейта, которую можно услышать в некоторых частях Cornucopia и The Guardian's Watch.
Немалую роль в альбоме сыграл и гитарист Джо Пэрриш-Джеймс, заменивший Флориана Опале. На стартовой Voluspo его гитара тиха и скромна, но уже на следующем треке (Ginnungagap) риффы куда грубее, ещё увереннее звук на Hammer on Hammer, украшенным тревожным соло. В Wolf Unchained партия Джо вовсе отталкивает флейту Иэна на второй план, не менее великолепно звучит его соло в The Perfect One, а в Trickster (And the Mistletoe) (привет Локи!) группа уходит в рок-н-ролльный отрыв, после которого звучит умиротворяющая Cornucopia.
Говорить о месте альбома RökFlöte дело неблагодарное, любители Aqualung и Мартина Барра всё равно будут недовольны, так что пусть каждый решит для себя. Я же рад тому, что у Иэна Андерсона ещё есть творческие идеи и силы для их воплощения.
Послушать альбом можно в Apple Music: Jethro Tull - RökFlöte.