Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 июля в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1937 год. Торжественное открыт канал Москва — Волга (ныне канал им. Москвы)
Сегодня он обеспечивает российскую столицу примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.
К началу 30-х годов воды Москве стало катастрофически не хватать. Рублевский водопровод не мог удовлетворить растущие потребности города. А река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала трехмиллионной столице всего 15 млн ведер воды.
И тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но вот беда: Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти 60 метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, особенно с учетом расстояния — 128 километров по прямой! Но в период больших строек социализма ничего невозможного не было. И на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года Волге было «приказано» явиться в столицу Советского Союза и наполнить водопроводные трубы миллионами ведер воды.
Стройка разворачивалась быстро и решительно. Работало около 200 экскаваторов — ни одно строительство мира не имело до этого такого экскаваторного парка. К трассе канала были подведены железные дороги – 700 км специально проложенных путей! Десятки паровозов и сотни железнодорожных платформ отвозили вынутый грунт на низкую пойму Клязьмы, где выросли горы земли, а свалочные пути беспрерывно переносились с места на место. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков. Весь фронт работ из конца в конец опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой стояло электрическое зарево. На канал работали самые крупные заводы страны.
Но основной рабочей силой, возводившей невиданное доселе по масштабности и важности сооружение, были каналоармейцы, как официально называли заключенных, работавших в 30-е годы на крупнейших строительных объектах ГУЛАГа.
Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев!
Уровень воды у Кремля поднялся почти на три метра. По широкой полноводной реке поплыли большие корабли.
1945 год. Сталин по дороге на Потсдамскую конференцию на 25 минут остановился в Минске
Иосиф Виссарионович очень редко выезжал из страны. В июле 1945-го он направлялся в побежденную Германию, на Потсдамскую конференцию, где предстояло решать судьбу нового мира. Путь лежал через Советскую Белоруссию и Минск.
«В предвечерье к дебаркадеру минского вокзала подошел специальный поезд Верховного Главнокомандующего и председателя Совнаркома СССР И. В. Сталина, – вспоминал события того дня первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко. – Из вагона вышли И. В. Сталин, В. М. Молотов, Л. П. Берия (он сопровождал Сталина до границы); подошли также А. Я. Вышинский, С. И. Кавтарадзе, начальник Генштаба генерал армии А. И. Антонов, нарком путей сообщения СССР генерал-лейтенант И. В. Ковалев, ряд других членов делегации СССР. Они поздоровались со встречавшими и, сопровождаемые мною и моими коллегами, проследовали из конца в конец длинного перрона, рассматривая по дороге развалины города. Затем вышли на площадь.
Поприветствовав стоявших по краям площади минчан, которые ему аплодировали, Сталин сказал, что всюду, начиная от Смоленска, он наблюдал разрушения, но таких страшных, как в Минске, никогда не видел.
Воспользовавшись моментом, Пономаренко заговорил с вождем о восстановлении республики и в частности Минска. Сталин предложил белорусскому лидеру сопроводить его до польской границы и продолжить разговор в поезде.
По сути, в тот день, 15 июля 1945 года, была решена судьба Минска как нового большого города, политического и индустриального центра. Ведь до того, с учетом масштабов разрушений, рассматривались варианты восстановления Минска кольцом вокруг руин и даже переноса столицы на юг республики. Пономаренко заверил вождя в том, что минчане полны решимости восстановить родной город на прежнем месте. Но это должен быть не тот город, что был до войны – уездного типа, с кривыми узкими улочками, не имеющим крупных предприятий.
«Любые планы будут нереальными, если в Минске и около него не построить несколько предприятий крупной промышленности. Они потянут за собой все – и жилье, и благоустройство. Улицы будем делать пошире и попрямее, в планировку города внесем иные показатели. Великие усилия восстановления будут иметь великую цель», – убеждал вождя Пономаренко, согласно его же воспоминаниям.
Сталин одобрил предложения Пономаренко, задав тем самым точку отсчета послевоенной истории белорусской столицы. Город получит новую планировку и уникальную застройку. В нем будут созданы предприятия всесоюзного значения, – тракторный и автомобильный заводы с десятками, а впоследствии сотнями тысяч рабочих. Как и прогнозировал первый секретарь ЦК, они, как локомотив, потянут за собой восстановление других отраслей народного хозяйства.
1975 год. Начался первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран — советского «Союза-19» и американского «Аполлона»
Программа этого экспериментального полета была утверждена в рамках соглашения, подписанного в 1972 году в Москве председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном. К январю 1973 года определились с составом американского экипажа, а к маю того же года – советского.
15 июля 1975 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а с мыса Канаверал во Флориде — корабль «Аполлон» с американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном. В ходе совместного полета дважды, 17 и 19 июля, проводилась стыковка кораблей, был проведен ряд совместных научных наблюдений и экспериментов. Некоторые технические «косяки» (на «Союзе-19» обнаружилась неисправность в телевизионной системе, а на «Аполлоне» допустили ошибку при сборке на земле стыковочного механизма) экипажи сумели устранить самостоятельно. Участники полета провели первую в мире международную пресс-конференцию в космосе, во время которой ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров. Программы полета были успешно выполнены, но феерический проект чуть было не подпортил финал. При посадке американского корабля произошла нештатная ситуация – из-за ошибки астронавтов двигатели реактивной системы управления продолжали работать и после открытия воздушного клапана. В кабину начало засасывать выхлоп ядовитых газов. Благо командир корабля Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам. Риск был огромен: по свидетельству врачей, астронавты получили около 75 % смертельной дозы ядовитой смеси. 25 июля командный модуль корабля «Аполлон» приводнился в Тихом океане. Четырьмя днями ранее, 21 июля, недалеко от города Аркалык в Казахстане совершил успешную посадку экипаж «Союза-19».
Проект «Союз» – «Аполлон» ознаменовал короткую оттепель в период холодной войны, стал символом разрядки и, к сожалению, одновременно ее финалом.
1988 год. В мировой прокат вышел культовый боевик «Крепкий орешек»
В ряду бесконечной цепочки кинобоевиков, снятых в те годы, этот стоит особняком. Фильм явил миру совершенно новый тип супергероя – не культуриста со штурмовой винтовкой, готового спасать всех и вся и методично уничтожающего врагов на своем пути, а уязвимого, подверженного ошибкам, ироничного, даже сомневающегося. Полицейский из Нью-Йорка Джон Макклейн к подвигам не стремится и, вступая в бой с террористами, задается вопросом, как он мог вообще в такое вляпаться. Именно своей человечностью и полюбился зрителям герой Брюса Уиллиса.
Это сегодня «Орешек» считается классикой мирового кинематографа, а копия картины находится в Библиотеке Конгресса США. Но на этапе создания и выхода фильма в прокат продюсеры всерьез опасались, что картина провалится и не сможет себя окупить.
Начнем с того, что в ней никто не хотел сниматься. На роль главного героя последовательно звали Арнольда Шварценеггера (именно под него писали сценарий), Сильвестра Сталлоне, Харрисона Форда, Ричарда Гира, Дона Джонсона, Аль Пачино… Отказались все. В отчаянье создатели фильма предложили роль актеру сериалов и ведущему юмористических телепередач Брюсу Уиллису. И чтобы хоть этот не соскочил с крючка, сразу предложили ему 5 млн долларов при том, что весь бюджет фильма составил 28 млн.
Сценарий, написанный под Шварценеггера, лишь слегка подредактировали. А поскольку железному Арни по традиции много слов не предлагалось, Брюсу позволили на съемочной площадке экспериментировать и «дорисовывать» свой персонаж.
Оригинальное название фильма – Die Hard, и переводчики с ним немало помучились, стремясь подобрать наиболее подходящую трактовку. Под какими именами картина только не доходила к зрителю. Только в СССР – под тремя. «Крепкий орешек» демонстрировали в кинотеатрах, а на видеокассетах в конце 1980-х – начале 1990-х он мог быть представлен как «Неистребимый» и «Умри тяжело, но достойно». В Финляндии фильм шел под названием «Через мой труп», в Германии — «Умри медленно». Испанское название фильма — «Хрустальные джунгли», польское — «Стеклянная западня», венгерское — «Отдай свою жизнь подороже».
Картина собрала в прокате 140 млн долларов, а Брюс Уиллис в одночасье приобрел статус кинозвезды, став одним из самых востребованных актеров Голливуда. Успех, как водится, решили развить. Так появились продолжения — «Крепкий орешек 2» (1990), «Крепкий орешек 3: Возмездие» (1995), «Крепкий орешек 4.0» (2007) и «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013).
2016 год. В Турции предпринята попытка военного переворота
В ночь с 15 на 16 июля группа мятежников взяла под свой контроль ряд стратегических объектов в разных городах страны. В столице Турции были обстреляны здания парламента, генштаба, штаб-квартиры полиции и МВД. По резиденции президента Реджепа Тайипа Эрдогана путчисты нанесли авиаудары.
Сопротивление мятежникам оказали верные правительству воинские части и силы безопасности. После призыва Эрдогана на улицы турецких городов вышли тысячи человек, протестуя против действий путчистов.
Утром 16 июля мятеж был подавлен. К тому времени погибли 265 человек и свыше 2 тысяч получили ранения.
Организатором неудавшегося переворота был объявлен исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, бывший соратник Эрдогана, который с 1999 года проживает в США.
Смотрите также: