Представьте ситуацию. Вы заходите в ресторан и говорите: «Я тут у вас поужинать собираюсь. Вы мне пока что-нибудь приготовьте, я попробую, как вы готовите, и если понравится, закажу ужин». Невероятно же? А в копирайтинге – это норма.
Я боюсь новых клиентов. Потому что почти всегда они воруют моё время, но главное – убивают желание писать. Пришли резюме, 10 образцов статей на схожую тему, и потом, так и быть, тебе предложат выполнить «небольшое тестовое задание», неоплачиваемое.
«А напишите нам главную…»
Одно из самых излюбленных – «а напишите нам главную страницу». В качестве тестового, блин. Она ж главная, что с ней заморачиваться. Можно так, быстренько.
На этой неделе в качестве «небольшого тестового» предложили написать один лонгрид, правда в телегу, ну и пару постов. Если что, мне для выполнения такого «небольшого тестового» нужен полный рабочий день. Мне ведь нужно изучить деятельность клиента, попасть в tone of voice… Условия сотрудничества клиент не разглашал – только после «успешного прохождения тестового».
«А теперь рассказываем, за что вы боролись»
Успешное выполнение всех пробных заданий не гарантирует результата. Часто заказчик до конца не раскрывает всех условий сотрудничества, а когда раскрывает – я сама отказываюсь от работы.
Пример на это такой. Одна контора тут меня нанимала. Сложная система тестирования, тестовое задание, одобрение моей кандидатуры, изучение длинного списка внутренних требований в текстам, обучение работе c их онлайн-системами… В итоге после первого месяца работы – «ой, мы забыли вам дать одну бумажку подписать, о неразглашении». И там пункт – любая поступающая информация конфиденциальна, а в случае разглашения я должна выплатить 1 млн. руб. в течение 10 дней. Понятно, что филькина грамота, но я не готова подписывать такую дичь и чушь. Не подписала, не сотрудничаем. Зато могу разглашать бесплатно.
Мне кажется, некоторые конторы набирают бесплатный контент чисто на тестовых. Ну, есть такое подозрение.
«Это же вы заинтересованы с нами работать»
Есть настолько прекрасные заказчики, что не считают нужным ответить на выполненное тестовое задание хотя бы простым спасибо. Ну, почитали, не понравилось. Сама догадаешься по молчанию. Вполне возможно, что и не прочитали – передумали вообще копирайтера нанимать. Ну и всё, зачем время терять.
Понятно, что без тестовых не обойтись. Но с какого перепуга все решили, что платить за эту работу не надо? Есть небольшое количество адекватных клиентов, которые оплачивают тестовые задания. Да-да, они существуют! Самые лучшие из людей оплачивают усилия всех проходящих отбор, кто-то платит по меньшей ставке, кто-то – оплачивает хотя бы те материалы, которые взяты в работу. Но большинство потенциальных клиентов считают совершенно нормальным «пробовать» копирайтера бесплатно.
Наверное, мы, копирайтеры, сами позволяем с собой так обращаться. Другие сотрудники сферы услуг так не делают и до сих пор не вымерли. Парикмахер не стрижет пробно, таксист не приглашает на тестовый заезд, полагаю, что и представительницы древнейшей профессии отказываются показать свои умения в демо-версии.
К чему я это? Уважаемые заказчики! Будьте людьми и уважайте других людей – нас, копирайтеров. Возьмите на себя труд внимательно изучить профиль копирайтера, его работы. Не подходит – не нужно грузить тестовыми. Это очень непросто вникнуть в нового клиента, это огромный труд, на который уходит большое количество психической энергии, не только времени. Ну и неплохо всё ж оплачивать тестовые задания.