Пролог
Вчера посмотрела очередную антиутопию под названием «Равные», созданную в 2015 году. Фильм с явной отсылкой к «Эквилибриуму» 2002 года.
Далекое будущее: люди по разным причинам поняли, что эмоции — зло. При помощи различных препаратов они эти самые эмоции блокируют. Жизнь несколько теряет в красках, но приобретает стабильность, предсказуемость, спокойствие. Нет убийств, несчастной любви, депрессий. Все человеки спокойные, трудолюбивые, одинаковые. Потом появляются некоторые несогласные. Борьба, протест, желание получить отнятый эмоциональный фон.
Несогласные, конечно же, герои. Идея такова, что без эмоций жить ох как хреново. И подразумевается, что «хорошие» победят, чувства вернутся, и мир заиграет всеми красками. Как-то так.
А я вот не уверена, что это так уж хорошо.
1.
Алиса просунулась в паршивом настроении. Грядущая работа не радовала, как и снежно-дождливый ноябрь за окном. Ладно, надо вставать. Невкусная растворимая бурда плюс сигарета — это завтрак. Умывание, одевание, выход в промозглость. Остановка, злобные, невыспавшиеся сограждане, грязь, безысходность. Работа: 14 часов уборки, мытья полов, чистки унитазов, выноса мусора. Алиса — уборщица или, если угодно — клинер. Вокруг «иностранные специалисты». Именно так, иначе их называть нельзя. Толерантность.
Перерыв. Усталость и тоска: они уже стали вечными подругами для Алисы. Других нет. Да и не надо. Для подруг нужно время, силы, настроение. Всего этого нет. Есть только усталость, тоска, безысходность. Набор чувств, который не пригодится для вечеринок с друзьями. Впрочем, вечеринки и устраивать то не на что, даже если бы Алиса хотела. Но она не хочет. Хоть здесь желания соответствуют возможностям. Радоваться нечему. Раньше ей как-то удавалось придумывать себе радость: из пустячков, мелочей, незначительных плюсиков жизни. Сейчас ей 52 и она разучилась это делать. А надрывный позитив, который пропагандируют всевозможные коучи, такой искусственный, как пластмассовые вампирские челюсти для детских пугалок. Он не работает, только создает видимость, что все неплохо. Видимость Алисе не нужна.
Она уже достаточно мудрая, чтобы понимать: неважно как ты выглядишь в глазах окружающих. Плевать. Она не слушает увещевания тридцатилетних гуру: «Не нравится работа? Найдите новую. Перед вами открыты все пути. Только купите у нас курс, ну, например, «Вождение звездолетов с нуля до PRO». Вы получите «новую востребованную профессию». У нас в этом месяце скидка 88% и курс обойдется вам всего в 185 000 рублей. Почти даром».
Алиса знает, что сменить работу в 52 года, в городе, где работы почти нет — невозможно. Поэтому она убирает. Неизвестно, сколько еще ее будут держать на этой работе. Потому что Алиса хочет получать зарплату, которой хватало бы не только на скудную дешевую еду и коммунальные платежи, но и еще хоть на что-нибудь. Это нагло и неприемлемо. «Иностранные специалисты» таких притязаний не имеют. Они дышат в спину и ждут, когда уже Алисино место освободится.
И Алиса завидует самой черной завистью людям, которые смогли купить «Капсулу спокойствия». Этот препарат появился лет 10 назад. Он обещал избавление от ненужных эмоций: тревоги, тоски, фобий, депрессий. Но, как это часто случается, что-то упустили, недоработали. В итоге «Капсула спокойствия» избавляет вообще от всех эмоций.
Сначала нашлись недовольные: «Нас превращают в роботов! Человек должен чувствовать!» — кричали они. Но совсем недолго. Люди настолько устали от изматывающей тревоги, беспокойства, тоски, боли; что утрату еще пары-тройки почти забытых чувств, таких, как радость, счастье, влюбленность, сочли допустимой погрешностью. «Капсула» быстро стала «товаром года». А там, где спрос, там и растущая цена.
Сейчас, чтобы купить порцию спокойствия, люди брали кредиты, влезали в долги. Но Алиса все никак не могла накопить на первый взнос. Когда, казалось, что вот еще чуть-чуть и денег хватит, «Капсула спокойствия» в очередной раз взлетала в цене. Алисе оставалось только завидовать, замечая в толпе счастливчиков со спокойными, равнодушными лицами. Они успели, им повезло!
Дом, одиночество, бессилие, обида, изможденность. Сил нет, желаний нет. Это хорошо. Но есть тоска, ощущение бессмысленности трепыханий. Зачем все это?
Балкон десятого этажа, холод. Мысль: «Там ведь тоже спокойствие».
2.
— Еще одна. Черт, нужно вызывать… Кого там положено в таких случаях? Полицаев? Врачей? Не — врачей поздно. — дворник потыкал лопатой в женское тело, которое портило своей изломанной неподвижностью чистоту двора. Не должно тут такого валяться. Вздохнул:
— Вот непруха. В мою смену! — дворник набрал телефон полиции.
Подписывайтесь на канал. Будет еще много историй:)