Найти тему
Т-34

Имя твое бессмертно. О чем поведало расшифрованное письмо героини-сибирячки Кати Ивановой

Предсмертное письмо замечательной русской девушки Кати Ивановой было найдено 19 ноября 1966 года на месте самых жестоких боев, где сражались воины маршала В. И. Чуйкова — на Мамаевом кургане. Здесь, каждый стоял насмерть, побеждал и умирал как герой.

В том же году газета «Труд» рассказала о подвиге Кати Ивановой, о ее семье, о ее родных.

МОСКОВСКИЕ криминалисты из Бюро судебной медицинской экспертизы — заведующий физико-техническим отделением И. В. Розинов и лаборант Ю. М. Пачина помогли нам прочесть (а иного способа не было) полуистлевшее письмо-записку, пролежавшую в земле почти четверть века. Письмо было сфотографировано особым образом и восстановлено.

«Иванова Екатерина Степановна. Год рождения 1922, 19-го ноября. Адрес родителей: Н. С. О. город Сталинск (ныне Новокузнецк. — РЕД.), Куйбышево, ул. Челюскина, 65, кв. 5, Иванов Степан Михеевич»

А на другой стороне — еще несколько торопливых слов:

«Дорогие товарищи! В случае, если меня убьют, то сообщите моим родителям по этому адресу, что на обороте. Это будет моя большая и последняя просьба к вам.

Иванова Е. С.»

-2

Предстояло разыскать автора этих строк. Или ее родных. Но как? Много людей откликнулось на письмо Кати Ивановой и среди них — журналисты новокузнецкой городской газеты «Кузнецкий рабочий». Они решили во что бы то ни стало найти следы героини-сибирячки.

НЕЛЕГКИМ оказался поиск, который начал старейший журналист города, заведующий отделом информации М. С. Теплицкий. За четверть века Новокузнецк совершенно изменился. И на улице Челюскина на месте старого, деревянного давно стоит новый многоэтажный дом под тем же номером 65. Ивановых здесь никто не помнит.

М. С. Теплицкий обратился в адресное бюро. Перебрал почти семь тысяч карточек Ивановых, проживающих в Новокузнецке, проверил различные варианты — опять неудача.

Наконец, одна женщина вспомнила, что у ее старой знакомой, Евдокии Ивановой, была дочь Катя, которая погибла на фронте. Сейчас мать живет на другом конце города, в Точилино.

Уютный домик на гористой Акмолинской улице, 32. Нас встречает седая, невысокого роста пожилая хозяйка. Вы видите Катину маму на нашем снимке.

-3

КАТЯ Иванова родилась в бедной трудолюбивой крестьянской семье в селе Решоты Новосибирской области. Потом Ивановы, перебрались в рабочий поселок Каргат, куда Степан Михеевич был приглашен мастером на мясокомбинат.

Катя была старшей среди пятерых братьев и сестер. Посмотрите на старый выцветший снимок из семейного альбома. Катя в центре. Слева сестра Валя, справа сестра Мария. Снимок сделан 26 января 1941 года.

-4

После семилетки Катя поступила учеником счетовода в местное отделение Госбанка. Но уже вскоре способную девушку выдвинули на самостоятельную работу. А затем назначили бухгалтером. За два с половиной месяца до войны Катю приняли в комсомол. Вот какой была Катя в то время. Ее вы видите в центре на среднем снимке.

В начале сорок первого Ивановы переехали в Новокузнецк. Едва узнав о фашистском нашествии, Катя записалась на курсы медсестер. Сколько же мужества, любви к Родине, ненависти к врагу надо было иметь девятнадцатилетней девушке, чтобы добиться своего — получить право быть бойцом действующей армии! Она сумела скрыть хромоту (последствие сильного ушиба в детстве). Она сумела преодолеть страх перед кровью («Бывало, кто палец порежет — Катюша закрывала глаза и убегала» — вспоминает Евдокия Андреевна).

Второго апреля сорок второго года Екатерина Иванова была зачислена в ряды Красной Армии. Когда отец Степан Михеевич, получив телеграмму, приехал, проводить дочь на фронт и обмолвился, что ей будет тяжело там с больной ногой, Катя убежденно ответила:

— Отец, а другим что, легче? Всем теперь тяжело!

Вот немногие сохранившиеся письма Кати Ивановой, бойца санроты 524-го стрелкового полка. Скупые карандашные строки, а за ними...

«Сейчас день. Солнце немного припекает. Сижу у беленькой избушки... Я не только хожу с санитарной сумкой, перевязываю раненых. Ночью выхожу с бойцами на выполнение заданий. Возвращаемся на рассвете...»

«Здравствуйте, папочка и мамочка!

С пламенным комсомольским приветом ваша дочь Катя. Письма я ваши получила, за которые сердечно благодарю...

Живу я пока ничего, хорошо. Произошло небольшое изменение. Начинаем громить проклятого людоеда Гитлера. Ну, а больше новостей нет никаких. Только об одном вас прошу: пишите чаще письма.

Ну, обо мне, дорогие родители, не беспокойтесь. После войны вернусь к вам. Я ведь не одна на защите любимой нашей Родины. Весь наш многомиллионный народ встал на защиту Отечества. И если я погибну в бою, то погибну за мою любимую Родину, за мой народ, за вас, дорогие мои родные.

Мне, милая мамочка, нисколько не страшно встретиться лицом к лицу с вшивой фашистской сволочью. Я буду биться с врагом так же, как бьются все наши красные бойцы. Но живой в плен я никогда не сдамся. Я уничтожу врагов, а если уж не будет выхода, то последний патрон будет моим. Не допущу, чтобы враги издевались надо мной.

Я верю в жизнь, в нашу победу.

Целую всех крепко, крепко. Ваша дочь и сестра Катя.

13 июля 1942 г.»

Это было за несколько дней до начала Сталинградской эпопеи.

И вот последнее письмо. Из самого пекла. Кажется, и сейчас, спустя четверть века, пахнет оно порохом. Меж пожелтевших листков — цветок, бессмертник — как последний прощальный привет родным с Мамаева кургана. Эти неровные строчки мать запомнила навсегда:

«Всюду бой, страшный, безжалостный. Осколки мин и снарядов долетают и сюда, в наше укрытие. А кругом цветы...

Нам очень тяжело, но мы все решили стоять насмерть...

Ваша Катя»...

Последние письма уже не застали дома Степана Михеевича. В сентябре сорок второго он тоже ушёл на фронт. Остался с той поры в семье снимок. Таким был Степан Михеевич перед тем, как надел солдатскую форму.

-5

Так и не узнали отец и дочь, что сражались где-то рядом. И погибли совсем рядом, боец Екатерина Степановна Иванова в Сталинграде на Мамаевом кургане, сержант Степан Михеевич Иванов скончался от ран в хуторе Калачкин Сиротинского района Сталинградской области 15 января 1943 года.

С ФОТОГРАФИИ смотрит большеглазая девушка с пышными волнистыми волосами, с открытым милым лицом.

Она пала в борьбе смертью героя. И навечно осталась вместе с нами, в нашем общем строю. Отныне имя ее навсегда будет в летописи народной рядом с именами тысяч и тысяч патриотов, отдавших жизнь, защищая завоевания Великого Октября.

ТАКОВА семья Ивановых — самоотверженных, скромных тружеников и отважных солдат. Семья, каких у нас очень и очень много.

Евдокия Андреевна провожала нас на крыльце. И долго еще машет рукой, вытирая глаза краешком платка. Наверное, вот так же провожала она, в далекий путь мужа, дочь, сыновей.

Семья Ивановых... В ее пути, в ее судьбе, как в капле чистой родниковой, воды смотрится солнце, отразилась мужественная, высокая и светлая судьба нашего народа...