Найти тему
VarТехник

Как вышибные панели танков НАТО стали «медвежьей услугой»?

Оглавление

Вышибные панели танков западной школы весьма простое и интересное изобретение, которое имеет примеры как эффективной работы, так и отвратительной наглости маркетологов. Однако, даже Россия взяла вышибные панели на вооружение. И так уж получилось, что Т-90М с фугасами в корме башни действительно спасает экипаж, а «Абрамс» в похожих условиях получил медвежью услугу.

В чём отличие вышибных панелей?

Если рассматривать принцип действия вышибных панелей, то он у всех машин с подобной технологией одинаковый – крыша над кормовою частью башни тонкая и фиксируется буквально на болтах. В момент взрыва боекомплекта, ударная волна и пламя ломают крепления и выходят через образовавшееся отверстие, не затрагивая экипаж.

Подход США

Разумеется, это идеальный сценарий, который имеет несколько оговорок, связанных с реализацией панелей. Один из концептуально успешных, но очень спорных в реальности – M1 Abrams. Инженеры постарались и смогли уложить 40 снарядов в кормовой нише, оставив корпус только с топливными баками по соседству с водителем, которые практически не взрываются. Плюс, у них есть бронированные перегородки, протектирование и автоматическая система пожаротушения. Но что инженеры не учли, так это силу взрыва. Если боекомплект американского танка хотя бы наполовину будет состоять из кумулятивных M830 или многоцелевых M830A1, то 28 мм перегородка не выдерживает ударной волны и кроме того, что становится «снарядом», так ещё и пропускает огонь, ни оставляя шанса на спасение.

Подход Германии

Чуть лучше дела обстоят у немецкого Leopard 2… В его нише расположены всего 15 боеприпасов, а остальные 27 разместили в корпусе. Однако, как показала практика, подобный подход ничуть не лучше автомата заряжания Т-72. При удачном поражении слабо бронированного корпуса или наезде на мину левой гусеницей, немец прям стремится побить рекорды «семьдесят двойки» по башнеметанию. Однако, вышибные панели у Leopard 2 действительно работают – силы взрыва даже при наличии кумулятивных или фугасных зарядов недостаточно, чтобы пробить перегородку. Остаётся соблюсти пару условий – отсутствие повреждений перегородки после поражения и закрытая бронированная шторка.

Подход Франции

Мало кто вспоминает французский ОБТ AMX-56 Leclerc, который интересен наличием автомата заряжания конвейерного типа. Но что более важно в контексте материала – наличие вышибных панелей. Их эффективность сложно оценить, однако отличия в реализации довольно существенные. Первое – шторка для доводчика автомата заряжания гораздо меньше, чем у M1 Abrams и Leopard 2. Второе – она полностью автоматическая и при ведении огня закроется в любом случае. Почему второй нюанс очень важен? Иракская кампания 2003 года показала, что американские танкисты в пылу боя редко закрывают бронированную шторку для обеспечения максимальной скорострельности. Это нарушает герметичность перегородки и в момент поражения, она пропускает взрывную волну и огонь.

Подход России

Третий вариант предложил Т-90М. В его случае, основной укладкой служит автомат заряжания. От не автоматизированных мест хранения в корпусе отказались в принципе. Потерю части боезапаса возместили кормовой нишей, которая отделена 70-80 мм перегородкой и вмещает 10 снарядов и зарядов к ним. Да, опасность подрыва снарядов под мягким местом сохраняется, да, экипаж не может достать снаряды из кормовой ниши во время боя. Но, во-первых – танковые бои в современных реалиях скоротечны и экипажи редко расстреливают всю карусель, а во-вторых – подход полной изоляции кормовой ниши действительно работает.

Подход необитаемой башни

Миру уже известны танки с необитаемой башней и кормовой нишей, где расположен автомат заряжания. Abrams X, Falcon, Leopard 2 Turret 19... Их объединяет одно – полная изоляция экипажа от боекомплекта и наличие вышибных панелей. Подход требует разработки полностью необитаемого боевого модуля, на подобии иорданского Falcon, который реализовали на древних "Центурионах" и сравнительно современных Challenger 1. По этому же пути шла германия с башней Turret 19.

Итог

Танки НАТО имеют большие отличия в реализации вышибных панелей и кормовой ниши. Каждый из них имеет право на существование и в то же время имеет ряд критических недостатков. В любом случае, если дать экипажу доступ к снарядам в кормовой нише, то бронированная перегородка получает ослабленную зону, которая может не выдержать силы взрыва. Итог – гибель экипажа вместе с боевой машиной.

Наиболее безопасные варианты реализации – полная изоляция кормовой ниши подобно Т-90М, использование полностью необитаемой башни как на Abrams X и Falcon, разделение боевого отделения на три секции при использовании обитаемой башни и автомата заряжания.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.