Найти тему
ПоУшиВКино

“Король крыс” (1965, King Rat): О грызунах и людях

Оглавление

Удивительно, как иногда такое происходит – произведение “приходит” в руки само, появляется непреодолимое желание его посмотреть/прочитать. Военную драму “Король крыс” режиссёра Брайана Форбса (Bryan Forbes) я узнала после того, как случайно мне на глаза попалась книга в магазине в парке ВДНХ возле аттракциона “Солнце Москвы”. Ярко-красная обложка, броское едкое название (в первую секунду оно меня даже позабавило), но стоило прочитать аннотацию, как я поняла, что мне определённо хочется прочитать этот роман.

Читать я буду долго, а вот экранизацию уже посмотрела. И, если коротко, то мне очень понравилось это кино. История из тех, когда ситуация вокруг людей абсолютно безжалостна, но неприятия к людям нет, они показаны, как мне показалось, максимально гуманно. Они выживали в условиях войны, пытались оберегать свою жизнь всеми способами.

Роман “Король крыс” – это дебют писателя Джеймса Клавелла (James Clavell). Он был опубликован в 1962 году, сюжет в нём основан на личном опыте Клавелла в качестве военнопленного в тюрьме Чанги (Changi Prison) в Сингапуре во второй половине Второй мировой войны. Роман был экранизирован в 1965 году.

Клавелл начал свою карьеру в кино с написания сценариев: это стал классический научно-фантастический фильм "Муха" (1958, The Fly); также был соавтором сценария к фильму "Великий побег" (1963, The Great Escape), сценаристом и режиссёром драмы с Сидни Пуатье в главной роли "Учителю, с любовью" (1967, To Sir, with Love). В его библиографии после “Король крыс” появилось ещё множество работ, в том числе "Сёгун" (1975, Shogun), "Тай-Пэн" (1966, Tai-Pan), “Нобл-Хаус” (1981, Noble House).

Чтобы представлять, что это за фильм: он имеет сходство с “Побегом из Шоушенка” (в плане общения между капралом Кингом и английским военнопленным лейтенантом Марлоу*), с графическим романом “Маус” Арта Шпигельмана (проведение параллели между людьми и крысами) и романом “Шантарам” Грэгори Дэвида Робертса (автобиографические факты, выживание в тюрьме, глубокие жизненные рассуждения и ненависть – эмоция, помогающая выжить).

*Примечание Wiki: Питер Марлоуэтот персонаж является литературным портретом писателя. Впервые появляется в "Короле крыс", потом в "Нобл-Хаус", где он упоминается как писатель, работающий над книгой о Чанги. Один раз упоминается в романе "Вихрь" (1986, Whirlwind).

Сюжет фильма

1945 год, незадолго до окончания войны. Японский лагерь для военнопленных Чанги в Сингапуре, в котором находятся 10 000 британских, австралийских и американских заключённых.

Главные герои истории: авантюрист Кинг, американский капрал, который нашёл способ хорошо жить даже в неволе, он устроил связь с чёрным рынком в японском лагере, причём многие заключённые старше него по званию, но его это не останавливает от проведения незаконных сделок; лейтенант Питер Марлоу из Англии, которого Кинг завербовал в свою команду, потому что тот владеет малайским языком, что для капрала крайне выгодно в проведении сделок с коррумпированными охранниками; начальник лагеря лейтенант Робин Грей, он ненавидит Кинга, о чём неустанно говорит вслух и старается его поймать.

Капрал Кинг проворачивает сделку с наручными часами Omega и объясняет Марлоу, как назначает цену на товар, чтобы всем досталось в итоге
Капрал Кинг проворачивает сделку с наручными часами Omega и объясняет Марлоу, как назначает цену на товар, чтобы всем досталось в итоге

Однажды Кингу приходит в голову самая яркая идея, осуществив которую можно будет сильно разбогатеть. Он поделился со своей компанией идеей: в лагере катастрофически не хватает женщин и еды, поэтому стоит отловленных крыс не убивать, а разводить, чтобы потом продавать их офицерам под видом деликатеса.

Мысли после просмотра

У фильма очень тягостный подтекст, но Брайан Форбс сделал невероятное – выстроил своё повествование так, что смотреть его интересно прежде всего как художественное произведение о чём-то возвышенном, поучительном. Красной нитью в сюжете проходит дружба (всё же взаимоотношения между Марлоу и Кингом можно так назвать), она помещена в границы лагеря для военнопленных, в этой дружбе есть авантюрно настроенный задавака (Кинг) и смышлёный боец с твёрдым характером (Марлоу), их характер и нюансы общения оказывают влияние на основную интригу (незаконная деятельность капрала Кинга в лагере и его вражда с Греем). Благодаря этой прозрачной структуре, когда одно действие логично следует за другими, смотреть становится легко и захватывающе.

Одна из моих любимых сцен: когда Кинг накормил Марлоу яичницей. Здесь они оба проявили свои характеры
Одна из моих любимых сцен: когда Кинг накормил Марлоу яичницей. Здесь они оба проявили свои характеры

Название фильма можно легко соотнести с главным героем – капрал Кинг похож на крысу, которая тащит в свою норку всё подряд. Он не заботится о других (по крайней мере не делает это бескорыстно), более того, он заставляет всех выполнять свои приказы, он преследует свою выгоду, что очевидно: он выглядит подтянутым, сытым и довольным на фоне остальных заключённых, кто болеет и постоянно испытывает адский голод.

Кинг озвучивает идею с разведением крыс, чтобы продавать их в качестве деликатеса
Кинг озвучивает идею с разведением крыс, чтобы продавать их в качестве деликатеса

Его противоположностью становится Питер Марлоу. Сначала у них завязываются товарищеские отношения, но Марлоу соображает, в какую структуру его втягивают. Комфортная жизнь, благодаря статусу правой руки Кинга, делает его не совсем честным по отношению к своим страдающим соотечественникам. Эта дилемма только усугубляется присутствием сурового, подстёгиваемого своей ненавистью к капралу и благородного идеалиста начальника лагеря Грея, который постоянно пытается поймать Кинга на мошенничестве.

Фактически крысы – это Кинг и его подручные, а Грей – охотник. Он как луч света, стоит ему появиться, они исчезают, словно их не было, а значит, и ничего противоправного не произошло.

Сюрпризом для Грея становится то, что коррупция намного сильнее развита в лагере, не только в рамках корпуса, где проживают люди Кинга. Она распространяется до самой верхушки лагеря, и выживание зависит не от самого честного, а от самого хитрого.

Сцена, в которой иллюстрируется страх остаться без чего-то своего. Хозяин курятника потерял курицу, которую загрыз пёс одного из заключённых. В этой сцене прослеживается горечь одиночества, упадка человека в стеснённых условиях, когда он находит утешение в единственном живом существе, которое не причиняет боли - своём животном. Эта сцена граничит с сумасшествием: жестокие условия превращают людей в животных, они сталкиваются в битве из-за погибшей курицы, чего бы в обычных условиях не произошло
Сцена, в которой иллюстрируется страх остаться без чего-то своего. Хозяин курятника потерял курицу, которую загрыз пёс одного из заключённых. В этой сцене прослеживается горечь одиночества, упадка человека в стеснённых условиях, когда он находит утешение в единственном живом существе, которое не причиняет боли - своём животном. Эта сцена граничит с сумасшествием: жестокие условия превращают людей в животных, они сталкиваются в битве из-за погибшей курицы, чего бы в обычных условиях не произошло

"Король крыс" – жестокий и реалистичный фильм, проверяющий на выдержку во время просмотра. Аккорд с отношениями английского лейтенанта и капрала меня не оставил равнодушной. Сначала Марлоу вступается за Кинга, потом капрал спасает жизнь парню. Казалось бы, благородно и красиво. Но в этом финале прослеживается ответ, кто самая настоящая крыса во всей этой истории. Это – война, ситуация, выстраиваемая вокруг людей, меняющая их сознание и толкающая на низкие поступки, делающая из них мошенников, которые торгуются с врагом за лучшую еду, отглаженную одежду и постоянный запас сигарет. Но самое страшное то, что скрывается ещё глубже в метафоре. Если люди уподобляются крысам ради выживания, то, когда их мясо идёт на пропитание офицерам, то фактически они поедают себе подобных.

Когда драма вышла на экраны, публика приняла её прохладно. В 1965 году тема морального краха и выживания любыми средствами опередила своё время. Протесты против войны во Вьетнаме только набирали обороты, зрители США не заинтересовались в негероическом отображении поведения военнопленных союзников. Вот чуть позже, а именно ближе к концу 60-х, когда протесты стали агрессивнее и громче, люди нашли в сюжете военной драмы некую правду и стали смотреть "Короля крыс", в итоге превратив его в культовый фильм. Странно, конечно, что им понадобились беспорядки в реальной жизни, чтобы оценить сам по себе хороший фильм.