Что даёт турбина?
Турбокомпрессор обеспечивает дополнительную мощность и увеличенный крутящий момент. Именно турбина позволяет ощутить незабываемые эмоции от вождения. На автомобилях турбокомпрессор можно встретить почти всегда, но почему он не встречается на мотоциклах и что этому поспособствовало?
Принцип работы турбокомпрессора
Почти сразу после создания ДВС инженеры задумались об увеличении мощности мотора. Дело в том, что цилиндр в атмосферном двигателе может взять лишь определённое количество воздуха за один цикл. Инженеры решили запустить в цилиндры больше воздуха, чтобы увеличить количество поступаемого топлива. Из-за этого двигатель вырабатывает больше энергии.
Именно так появился компрессор. Их можно разделить на три категории: механические компрессоры, турбокомпрессоры и электрокомпрессоры. Первый тип приводится в движение из-за вращающихся элементов двигателя, второй – благодаря давлению выхлопных газов, а третий работает на электричестве.
История турбокомпрессора
В 1911 году принцип работы турбонаддува был запатентован Альфредом Бюхи. Благодаря своему изобретению он смог увеличить мощность двигателя на 120%. Эта новость положила начало эпохе турбокомпрессоров.
Изначально эта система применялась для корабельных и авиационных двигателей. Турбокомпрессоры для автомобилей впервые стали устанавливаться на тяжёлые грузовики в 1938 году. Первыми легковыми моделями с турбокомпрессором стали автомобили «Chevrolet» и «Oldsmobile», которые вышли на американский рынок в 1962 году. К сожалению, ненадёжность конструкции быстро привела к прекращению производства.
В 1970-х годах турбокомпрессор начинают во всю использовать в Формуле-1, а также в других гоночных дисциплинах. Широкая публика начинает положительно отзываться о новой технологии, поэтому количество турбированных автомобилей значительно увеличивается. Топливный кризис нанёс сильный удар по всем автопроизводителям, но отказаться от турбины не решался никто. Многие немецкие бренды продолжали выпускать турбо моторы. Так, в 1978 году появился первый в мире автомобиль с турбо дизелем. Им стал «Mercedes Benz 300 SD». Но когда и как была установлена турбина на мотоцикл?
Первопроходцы
Сейчас неизвестно, какая из компаний первая построила турбо мотоцикл, но в 1970-х годах они уже появлялись. Это были экспериментальные модели для «дрэг-рейсинга». Их строили инженеры-энтузиасты для установки новых рекордов.
Первая в мире серийная модель турбированного мотоцикла была выпущена компанией «Kawasaki» и называлась «Z1R-TC». Установка турбины позволила мотоциклу выдать 122 лошадиные силы. Мотоцикл был очень резвым и рекомендовался лишь опытным и ответственным водителям.
После неё последовали ответы от других японских брендов. В борьбу ввязались «Honda», «Yamaha» и «Suzuki». Каждый из брендов выпускал свои модели с турбокомпрессорами, по-своему изменяя конструкцию мотоцикла. Модели становились мощнее, быстрее и надёжнее. Помимо турбины применялись новые технологии. У каждого мотоцикла были и свои недостатки, но именно «легендарная четвёрка» из Японии смогла запустить золотую эпоху турбо мотоциклов.
Параллельно с этим в Италии также кипела работа над турбо мотоциклом. Компания «Moto Morini» выпустила модель «500 Turbo» в 1981 году. Они решили навязать конкуренцию Японским гигантам, но конструкция стала слишком сложной для производства, поэтому модель так и не пошла в серийное производство.
Несмотря на успех турбо моделей от Японцев, о турбированных двигателях надолго забыли. Всё дело в цене, наличии «турбоямы» и ненадобности. К тому времени мотоциклы давно стали быстрыми, поэтому не нуждались в дополнительной мощности. Из-за этих аспектов производство турбо мотоциклов было отложено в долгий ящик, который открыли в 21 веке.
Новый век – новые турбины
После «золотого времени» турбо мотоциклов ни один производитель не хотел идти на риски и создавать нечто подобное. Все двигатели были атмосферными до конца 00-х годов. Именно тогда появились смельчаки, которые создали турбо моторы для мотоциклов.
«Neander 1400 Turbo» вышел в 2008 году и стал первым в 21 веке турбированным мотоциклом. Помимо этого, его двигатель был дизельным. Он выдавал 112 сил и 214 Нм момента. Также, мотоцикл разгонялся до 220 км/ч и имел совсем небольшой расход топлива – 4.5 литра на 100 км.
После выхода этого мотоцикла малыми тиражами выходили и другие интересные турбо модели, а также появился концепт от компании «Suzuki». В 2013 году они представили «Recursion». Чуть позже компания показала доработанный мотор с турбонаддувом. К сожалению, ничего из этого так и не стало серийным.
«Гаражные» технологии
Немало людей пытается создать турбо мотоцикл «в домашних условиях». Многие энтузиасты ставят турбонаддув на атмосферные модели, увеличивая их мощность. Существуют даже специальные ателье, которые специализируются на установке турбин для конкретных мотоциклов.
Одним из самых любимых для «тюнеров» мотоциклом стал «Suzuki Hayabusa». Каждый уважающий себя инженер пытался установить на эту модель турбину. На просторах интернета существует ролик о «заряженной» турбирированной модели, которая имеет 500 лошадиных сил и обгоняет спортбайк на заднем колесе.
Итоги
Мотоциклы с турбонаддувом так и не смогли завоевать свою аудиторию. Потребители не видят необходимости в увеличении мощности и без того быстрого мотоцикла. Многие не хотят переплачивать за наличие турбины, ведь могут получить ту же мощность значительно дешевле.
Увеличение массы, сложность конструкции и «турбояма» также сыграли свою роль. Люди не видят смысла в турбо моделях и выбирают атмосферные мотоциклы.