Найти тему
BFM.ru

ТАСС: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» будет списан

   Минобороны РФ/ТАСС
Минобороны РФ/ТАСС

«Петр Великий» — флагман Северного флота, единственный действующий атомный крейсер проекта 1144 «Орлан». С 1977-го по 1996 год на Балтийском заводе было построено четыре таких корабля. Два первых — «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» — уже списаны и находятся на утилизации. Еще один крейсер, «Адмирал Нахимов», отправили на ремонт и модернизацию четверть века назад, процесс до сих пор не завершен.

Параметры крейсера «Петр Великий» впечатляют: длина — 230 метров, ширина — 25, экипаж — почти 800 человек. Корабль просто напичкан различными вооружениями. О том, для чего Советскому Союзу потребовались такие корабли, рассказывает военный обозреватель Виктор Литовкин:

-2

Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «Такие корабли строили для того, чтобы бороться с авианосными ударными группировками вероятного противника. У него для этого все есть: и крылатые ракеты, которые могут нести ядерные боеголовки, и мощные системы ПВО, и противокорабельные вооружения, и противолодочные вооружения, и так далее. Это целый арсенал на таком корабле. У нашей страны не было возможности строить ударные авианосные группировки, у нас нет их как таковых до сих пор. У нас даже авианосный крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и то не имеет кораблей сопровождения, поэтому мы старались запихнуть все в один крейсер. И у нас это получилось».

«Петр Великий» — единственный действующий боевой надводный атомоход российского военного флота, а также самый большой в мире неавианосный ударный боевой корабль с ядерной энергетической установкой. Он был заложен в августе 1986-го, спустя три года спущен на воду. С 1998 года — в составе ВМФ России.

«Петр Великий» участвовал в операции по подъему атомной подлодки «Курск», в конце нулевых боролся с сомалийскими пиратами, потом выполнял боевые задачи в Сирии. О причинах его возможного списания рассуждает военный историк Борис Юлин:

Борис Юлин военный историк «Скорее всего, просто не хватает ресурсов для того, чтобы провести полноценную модернизацию. Корабль очень старый, еще советский, ему под 40 лет. С модернизацией у нас получается не очень хорошо, потому что часто не хватает выделенных средств. Модернизация может длиться десятилетиями, как с модернизацией «Адмирала Нахимова»: он с 1999 года находился на модернизации, получается, 24 года. Когда корабли строятся единичными экземплярами, у них выходит золотая цена. Это касается любой военной техники — что танков, что самолетов. Если нет серийного производства, цена сильно возрастает. И нужно смотреть, что собирались потратить на модернизацию. В принципе, сейчас полноценная модернизация может выйти дороже, чем стоимость этого корабля, когда его строили».

ТАСС уже во второй раз со ссылкой на источники сообщает о планах по списанию атомного крейсера «Петр Великий». Первое сообщение было в апреле, вскоре после того, как на крейсере отметили 25-летие со дня поднятия Андреевского флага. Но тогда же собеседник РИА Новости опроверг информацию о списании «Петра Великого». Официальных комментариев до сих пор нет.

При закладке крейсер именовался «Куйбышев», потом — «Юрий Андропов». В 1992 году первый президент России Борис Ельцин переименовал его в «Петр Великий».