1 марта 2023 года в Московском метрополитене состоялось историческое событие - открылись два "замыкающих участка" Большой Кольцевой линии. Но строительные работы на этом ещё не закончены - ведётся строительство депо "Аминьевское", устанавливается оборудование, которое не успели смонтировать к открытию, идёт благоустройство над притоннельными сооружениями и на прилегающих к станциям территориях.
Продолжается и строительство пересадок между станциями БКЛ и радиальных линий. Примечательно, что большинство из ещё не открывшихся для пассажиров переходов сосредоточились на востоке города. Напомним, на БКЛ предусмотрено 20 пересадок на действующие радиальные линии и еще три – на перспективные. На сегодняшний день работы ведутся на следующих станциях Большого Кольца:
- «Электрозаводская»
- «Авиамоторная»
- «Текстильщики»
- «Кленовый Бульвар»
- «Каховская»
- «Новаторская»
- «Народное Ополчение»
Сегодня мы посмотрим на ход строительства каждой из этих пересадок.
Пересадка между станциями «Электрозаводская» Большой Кольцевой и Арбатско-Покровской линий
Эскалаторы здесь смонтированы ещё при строительстве станции БКЛ. А вот дальше работы в самом разгаре. В ходках перехода между станциями ведётся монтаж гермозатвора.
В целом горно-проходческие работы завершены, выполняются гидроизоляция чугунной обделки, чеканочные работы. Возведение монолитных конструкций пересадочного узла планируется завершить в августе. С июля метростроевцы приступили к архитектурно-отделочным работам пассажирской зоны.
В торце станции Арбатско-Покровской линии производятся самые кропотливые работы, поскольку станция является памятником культурного наследия России. Здесь строители завершают демонтаж мраморной облицовки. По его завершении начнется уже непосредственно сопряжение нового перехода со старой станцией.
Завершаются работы по реставрации барельефа на торцевой стене. Мраморная облицовка торцевой стены полностью снята, стена подготовлена к демонтажу. Верхний люнет демонтироваться не будет.
После расчистки и полировки поверхности круглого медальона проступили контуры срубленного профиля. Если внимательно приглядеться, то тонкие светлые линии становятся заметны. Профиль восстанавливаться не будет :)
Примечательно, что откосы нового проёма будут облицованы этими же мраморными плитами, снятыми с бывшей торцевой стены.
Открытие намечено на начало 2024 года.
Пересадка между станциями «Авиамоторная» Большой кольцевой и Калининской линий
На одной из самых долгожданных современных пересадок московского метро СМУ-24 Метростроя монтирует эскалаторы.
4 эскалатора длиной 40 метров позволят пассажирам спуститься из распределительного зала «Авиамоторной» БКЛ в подземный переход, ведущий на станцию "желтой" линии. К установке подъемных механизмов уже приступили, параллельно идут такелажные работы – оборудование эскалаторов спускают в котлован строящейся пересадки и подают к месту монтажа. В наклонном ходе эскалаторов выполнены отделочные работы – монтаж водоотводящих зонтов.
Из-за разницы в глубине заложения станций Большой кольцевой и Калининской линий метро, а также ограниченного пространства в зоне строительства, пересадка имеет сложную структуру – распределительный зал, примыкающий к платформенному участку станции БКЛ, состоит из трех уровней. На текущий период два нижних технических уровня завершаются в монолите, после этого начнется устройство основных конструкций верхнего, пассажирского, уровня, по которому можно будет пройти к эскалаторам.
В подземном пересадочном коридоре, ведущем к станции Калининской линии, завершается отделка.
В верхней части эскалаторного наклона пересадки (со стороны станции БКЛ) пока наименьшая готовность.
К монолитным работам здесь приступят по окончании монтажа эскалаторов.
Строительно-монтажные работы должны завершить в августе этого года.
Открытие запланировано на сентябрь-декабрь 2023 года.
Строительство пересадки между станциями «Текстильщики» Большой кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий
Пожалуй, одна из самых необычных пересадок на БКЛ (наравне с «Мичуринским Проспектом») расположится на станции «Текстильщики». Из-за мелкого заложения станции ТКЛ, наличия МЦД и обилия коммуникаций переход будет реализован в виде надземной пешеходной галереи. При этом с существующим торгово-пешеходным мостом связи у галереи не будет. То есть пассажиру с платформ БКЛ необходимо подняться по лестницам в промежуточный зал -> далее из распредзала эскалаторы ведут на уровень надземного перехода -> нужно пройти по переходу -> спуститься на эскалаторах на уровень над верхним перекрытием станции ТКЛ -> спуститься по лестничным сходам на платформу ТКЛ.
На сегодняшний день ведётся сборка пролетного строения будущей надземной пешеходной галереи. Для ускорения темпов производства работ применяется укрупнительная сборка – отдельные элементы пролетного строения собираются в более крупные сегменты. Уже готовы первые 50 метров нижнего пояса, при этом смонтировано более 100 тонн металла. Всего в ходе работ предстоит возвести почти 630 тонн металлоконструкций.
Площадка "укрупнения" пролетного строения протянулась от южного вестибюля станции БКЛ до северного.
На Люблинской улице готовы все 3 опоры, на которые будет установлен пролет.
Благодаря готовой опоре справа уже хорошо представляется, как пройдет надземный переход над путями МЦД.
Рядом с северным вестибюлем станции БКЛ завершаются монолитные работы по зданию, в котором разместится эскалаторный наклон на будущую надземную пешеходную галерею.
Начались работы и на станции - выгорожена часть станции для строительства лестничных сходов пересадки.
Примыкание будет выполнено через верхнее перекрытие станции (аналогично действующей станции «Печатники»).
На колоннах станции смонтированы геодезические метки и система автоматизированного мониторинга просадок - ведётся подготовка к вскрытию верхнего перекрытия станции и последующем сопряжению с пересадкой.
Завершить работ по строительству пересадки планируют до конца года. А откроется переход для пассажиров в 2024 году.
«Кленовый Бульвар» Большой Кольцевой линии. Здесь ведётся строительство пересадки на проектируемую станцию Бирюлëвской линии
Монолитные работы завершены, оставлен лишь проем в верхнем перекрытии для монтажа эскалаторов пересадки.
Обратная засыпка выполнена в объеме, необходимом для начала строительства второго выхода на поверхность из существующего вестибюля станции Большой Кольцевой линии. Ведётся армирование стяжки для последующего строительства одного из двух ещё не реализованных выходов станции БКЛ.
Выходы на схеме:
Пересадка откроется вместе со станцией «Кленовый Бульвар» Бирюлевской линии. Сроки реализации проекта новой линии пока не определены, поэтому осторожно сделаем ставку на 2028 год.
Пересадка между станциями «Каховская» Большой Кольцевой линии и «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии
Старая пересадка не справляется с пиковыми нагрузками и поэтому было принято решение о строительстве второй, дополнительной пересадки через северный торец «Севастопольской».
Армируется и готовится к заливке бетонном верхнее перекрытие над котлованом 2 этапа строительства в месте примыкания к действующей станции Серпуховско-Тимирязевской линии (на 1 этапе был построен коридор к западному вестибюлю станции БКЛ).
Над построенным коридором 1 этапа укладывается асфальт - восстанавливается проезжая часть улицы Каховка в прежних границах.
Открытие пересадки намечено на начало 2024 года.
Пересадка между станциями «Новаторская» БКЛ и «Новаторская» строящейся Троицкой линии
Между станциями будет целых 2 перехода (через центр и торец станции БКЛ). И оба перехода пока отделены от действующей станции БКЛ гермозатворами.
Пересадка полностью готова в монолите, ведутся отделочные работы.
На этой пересадке будет аж 6 эскалаторов!
Вид с пересадочных лестниц на платформу станции Троицкой линии.
И наоборот - с платформы в сторону пересадки на БКЛ.
Ввод намечен на вторую половину 2024 года, вместе с первым участком Троицкой линии от «Новаторской» до «Коммунарки».
«Народное Ополчение». Строительство пересадки на станцию «Проспект Маршала Жукова» ещё одной строящейся линии - Рублево-Архангельской
Здесь в июне также начались работы по строительству пересадки на строящуюся станцию. Пересадка будет осуществляться через восточный вестибюль станции БКЛ, проем в стене появится как раз на месте таблички.
Планируемый срок открытия пересадки - 2027 год (в рамках запуска первого этапа РАЛ от «Делового Центра» до «Бульвара Карбышева»).
На сегодня всё. Благодарим за внимание!
Пишите в комментариях, какую пересадку ждёте именно Вы.
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).