Найти в Дзене
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным отказа в направлении информации о включении ОРО в ГРОРО

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу от 10 ноября 2022 года № А45-7879/2022

Суть спора: Администрация территориального образования (далее – Администрация) обратилась в суд с требованием к Управлению Росприроднадзора о признании незаконным отказа в направлении информации о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Фабула:
Администрация осуществило строительство объекта размещения отходов (далее – ОРО) и направила характеристику указанного ОРО в управление Росприроднадзора в целях включения его в ГРОРО. Управление Росприроднадзора отказало в направлении указанной информации в Росприроднадзор для включения данного объекта в ГРОРО в связи с тем, что проектная документация ОРО государственную экологическую экспертизу не проходила.
Администрация посчитала, что такое решение Управления Росприроднадзора было незаконным и обратился в суд с требованием о его отмене. В обоснование своей позиции Администрация указала, что государственная экологическая экспертиза обязательна только в отношении объектов, которые одновременно связаны как с размещением, так и с обезвреживанием отходов.

Правовое обоснование:
1.В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе») в сфере охраны окружающей среды действует презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Поскольку государственная экологическая экспертиза согласно ст. 1 «Об экологической экспертизе» проводится в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, лицо, заинтересованное в реализации своих планов, обязано доказать экологическую безопасность своей планируемой деятельности посредством проведения экологической экспертизы.

2.В ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») дается расшифровка понятий, используемых в данном законе, так:

  • объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
  • объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • размещение отходов - их хранение и захоронение;
  • хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а под захоронением - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

3.Суд разъяснил, что несмотря на употребление законодателем союза «и», размещение отходов и их обезвреживание являются различными, самостоятельными технологическими процессами, неразрывно не обуславливающими друг друга, так же как хранение и захоронение. Размещение отходов возможно без их обезвреживания, равно как мероприятия по обезвреживанию отходов не связаны с их безусловным размещением.

4.Суд также указал, что все отходы, согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» оказывают негативное воздействие на окружающую среду, различается лишь степень негативного воздействия на окружающую среду. Размещение, а также обезвреживание отходов, осуществляются в целях снижения этого негативного влияния.

Резюме суда:
Требование о получении положительного заключения ГЭЭ на проектную документацию ОРО распространяется на любой такой объект вне зависимости от того, происходит ли на таком объекте только размещение и только обезвреживание отходов или оба это процесса вместе.