Найти тему
Пси-лаборатория

"Божественная" индивидуация через "Инстинкт" (к/ф)

Сильный, смелый, спорный фильм “Инстинкт”, в сюжете которого разворачивается процесс индивидуации главной героини, ее переходы от архетипа одной древнегреческой богини к другой. Она будто отражается в зеркалах мужских персонажей, рефлексирует и запускает в них самих неизбежные процессы, идущие из глубин бессознательного, которые затопляют сознание мыслимыми и немыслимыми проявлениями психического.

В самом начале фильма героиня предстает нам богиней-девственницей. Она – юная Артемида, “не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных”. Диких животных, поведение которых основано на инстинктах… Совсем как у белого кролика, который появляется в одном из сюжетов фильма. Пускай он уже одомашнен, живет в клетке, он все же остается животным. Инстинкты - то, что наполняет глубинные слои бессознательного. Первобытные иррациональные части психики, которые вплетаются в канву архетипов, подталкивают личность к внутренним противоречиям и необходимости их решения. И, как следствие, подогревают процесс индивидуации.

Героиня фильма, переживая архетип Артемиды проявляет такие качества, как самостоятельность и сосредоточенность на значимых целях. Она - психиатр, работает в криминалистике. Ей комфортны четкость и сдержанность, как стиль интерьера ее собственной квартиры. Она органичная в этом образе вплоть до тех пор, пока в сюжет не врывается мать. Мать, нарушающая границы, выпускающая на волю детские комплексы и травмы, связанные с насилием. Внутри девушки происходит смена архетипа на уязвимую богиню - дочь. Теперь она Персефона, которая вынуждена спуститься в темное пространство своего бессознательного. Для уязвимых богинь характерно страдание. Она в полной мере отыгрывает эту особенность архетипа Персефоны – сталкивается с диссонансом, внутренним конфликтом, страхом быть увлеченной инстинктом в темные слои своей психики и, наконец, пронизывающим страхом быть изнасилованной. Но, поскольку в игру вступают мужские персонажи, на помощь приходит еще один архетип - Афродита. Героиня сама не замечает, как архетипы сменяются в ней один за другим, она не чувствует причин, не может прогнозировать следствия. Архетип, являясь частью коллективного бессознательного, гораздо шире, чем ее сознательные порывы.

Итак, ее клиент - мужчина, бывший насильник. Он прошел путь от Гадеса до Аполлона, стяжал дух, стал логичным, сдержанным и правильным, каким его хотело бы видеть общество. Он готовится выйти на свободу, думая что достиг предела в своем личностном росте. Но, это лишь игра сознания. Встречая героиню, которая охвачена архетипом Персефоны, герой постепенно возвращается в архетип владыки царства мертвых. Он снова становится Гадесом. Древнегреческие боги танцуют в главных героях свой парный танец, он инстинктивный, дикий, будто в темной первобытной пещере, еле освещенной огнем костра. Они даны друг другу, как испытание на пути индивидуации. Пройдут ли они его?

Еще один персонаж - коллега героини, архетипом которого является Геракл. Он психиатр, тренер по футболу, эталон для пациентов больницы. Ежедневно он касается бессознательного, проходит свой путь героя, общаясь с пациентами. Он так же тянется ко взаимоотношениям с главной героиней. Ему она нравится, он не вступает в ее инстинктивный порыв, но видит ее уязвимые части и создает пространство принятия. Это не то, что ей нужно на уровне сознания, но это то, что неосознанно помогает архетипу алхимической богини Афродиты пробудиться в ней. И, поскольку богиня алхимическая, она магическим образом раскрывает бессознательное героини. Именно Афродита в ней ускоряет индивидуацию, помогает пройти через невыносимое ощущение страха, реальное насилие и окончательное отделение от матери. И все это происходит будто в один момент, когда свершилось то, к чему она инстинктивно тянулась всю историю фильма, к самому жуткому желанию из темной части своей психики.

В самом конце она предстает перед главным героем перерожденная, пребывая в эпицентре своей индивидуации. Она также бросает вызов индивидуации главного героя, но он не справляется. Он окончательно падает в бездну своих инстинктов, откатывается в темные чертоги мира мертвых. Сможет ли он пройти очередной путь героя? Это остается за кадром.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)