Найти тему
Росатом Дзен

«Санкт-Петербургские ведомости»: Вывести на чистую воду

Гость редакции — капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрий ЛОБУСОВ

До недавних пор «50 лет Победы» был самым мощным ледоколом в мире. Сейчас его несколько превзошли «Арктика», «Сибирь» и «Урал», недавно построенные также в нашем городе на Балтийском заводе. И запланировано появление еще более могучих судов. Зачем они нужны, если Арктика тает; конкурент ли Севморпуть Суэцкому каналу и что такое нештатная ситуация в и без того непредсказуемой Арктике — обо всем этом мы поговорили с нашим собеседником.

— Дмитрий Викторович, ледоколы — штучные суда. Их капитаны, извините, тоже «в штуках» исчисляются?

— Да, «в штуках», единицах. Сейчас семь действующих атомных ледоколов, на каждом по два экипажа и по два капитана. Вот и считайте: 14 действующих капитанов. В советское время до десяти ледоколов доходило, сейчас к работающим на трассе семи достраиваются еще «Якутия» и «Чукотка». Подписан контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов «Камчатка» и «Сахалин». На Дальнем Востоке продолжается строительство уникального атомного ледокола проекта 10510 «Россия». Если ледоколы проекта 22220 не намного больше нашего, то «Россия» будет больше вдвое.

— Вы не одно десятилетие ходите по Севморпути, видите, как Арктика тает — зачем тогда ледоколы?

— Арктика действительно тает. Лед за зиму практически не дорастает до двух метров. Я с 1993 года хожу прямо на Северный полюс, там меньше стало льда, который пережил лето, двухлетний встречается редко, а более старого — почти нет. Ледоколы обеспечивают проводку судам, так вот раньше мы встречали их у кромки льдов еще в Баренцевом море, почти у Мурманска. Сейчас Баренцево — чистое, лед начинается только в Карском море. Мы ходим на полюс через архипелаг Земля Франца-Иосифа, там много ледников — и тоже видно, как край ледника отступает в сторону берега.

Насчет ледоколов. Россия так расположена, что нам без них никак. Впрочем, как и Канаде. Но ей они нужны на внутренних водных путях, а у нас всегда была необходимость двигаться вдоль побережий наших территорий, выходящих к Северному Ледовитому океану. Поэтому в свое время по предложению адмирала Макарова в России и появился первый настоящий ледокол.

Между прочим, даже в Азовском море требуется ледокол. И на Каспии, в дельте Волги, ледоколы помогают судам зимой. Про другие наши моря я уже и не говорю: Белое замерзает, моря на Дальнем Востоке тоже. Зимой лед будет, и без ледоколов на Севморпути не обойтись. Некоторое время, пока новых не построили, действующих даже не хватало. Как‑то одно судно простояло месяц на кромке, так и не дождалось ледокола и вернулось, когда запасы подошли к концу.

— А зачем делать ледоколы мощнее прежних?

— Для круглогодичной навигации по Севморпути мощности будут не избыточны. Нам и сейчас иногда приходится стоять, пережидать непогоду, потому что участок безопасно не пройти.

«50 лет Победы» пошел в рейс в 2007‑м, но строить его начали еще в 1989 году, и он был примерно таким же, как первая «Арктика», которая появилась в 1975‑м. Суда, которые нужно было проводить, по сравнению с ледоколами казались яхточками. Сейчас уже мы на фоне некоторых судов — будто портовые буксиры. Ширина нашего ледокола — 30 метров, а у некоторых современных судов — 50.

Раньше для провоза грузов хватало и небольших судов. Был в основном завоз: на полярные станции (их в советское время было много), в военные точки, для жителей северных территорий: продукты, топливо и прочее. А зимой был только вывоз продукции «Норильского никеля». Сейчас появились месторождения углеводородов. Газ, нефть невыгодно транспортировать небольшими судами, поэтому их размеры стали значительно больше. И, чтобы прокладывать для них удобный канал, нужны большие ледоколы.

В принципе в открытом море мощные суда проходят и сами, но в Обской губе есть такое место, где они не могут маневрировать. Насколько люблю Карское море, где голубой лед, вода прозрачная, — настолько не люб­лю Обскую губу. Тесная, лед плохой и к тому же коричневый. Вот там надо помогать, взламывать лед. Большим судам хватает этого канала, но, если льды очень тяжелые, скорость сильно снижается. А для транспортного флота она важна.

Полный материал читайте на сайте ««Санкт-Петербургские ведомости».
https://spbvedomosti.ru/people/dmitriy-lobusov/?sphrase_id=5095174