Россия начала строительство мультимодального Южного транспортного коридора в обход территории Казахстана. Этот проект — ответ на политику казахстанской стороны, которая стремится усидеть сразу на двух стульях и угодить и РФ, и Западу. Таковы последствия многовекторности: теперь Астана рискует полностью потерять транзит.
Логистика без Казахстана
Россия, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан договорились о создании нового транспортного коридора, который обойдет территорию Казахстана.
Южный транспортный коридор пройдет от юга Киргизии в Узбекистан, протянется в туркменский порт Туркменбаши и далее уже по воде в Астрахань. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин сообщил о строительстве нового логистического центра для грузов, поступающих из Юго-Восточной Азии в РФ через среднеазиатские страны. Через астраханский морской порт Китай планирует поставлять свои товары.
Глава региона также отметил, что этот маршрут станет кратчайшим путем транспортировки грузов и поможет «обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном».
О каких препятствиях идет речь? Проблема в том, что казахстанские погранслужбы подолгу задерживают грузы на границе, из-за чего транспортировка затягивается на несколько дней вместо нескольких часов. Помимо этого проволочки возникают и на казахстанско-киргизской границе. И если в случае с РФ Казахстан боится навлечь на себя недовольство Запада из-за «санкционки», то от киргизской стороны он таким образом пытается получить больше воды для орошения земель по более низкой цене (среднеазиатские страны страдают от дефицита водных ресурсов, и об этом мы недавно писали статью).
Выходит, что миролюбивая (на словах) Астана тактически шантажирует своего соседа очередями на пропускном пункте ради удовлетворения других интересов в регионе. Но долго это не продлится: как только заработает Южный коридор, Казахстану, по сути, будет нечем крыть.
Скачать мобильное приложение SFERA:
🇷🇺Rustore
🤖Android
🍎iOS
SFERA — это мессенджер, социальная сеть, сервис знакомств, поиск новых друзей, поиск работы/сотрудников, видеосервис и многое другое. Всё бесплатно и без рекламы. Мы за развитие, мы для думающих людей и мы против деградации.
Многовекторность вышла боком
«Казахстан сильно осторожничает, сильнее, чем другие страны. Чем больше он это будет делать, тем активнее РФ будет искать альтернативные варианты, а Казахстан будет терять очень существенную выгоду, которую имеет сейчас на параллельном импорте», — считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин (URA.RU).
Действительно, многовекторность и двойные стандарты Казахстана, как видно, на деле начали раздражать даже Китай. И это можно считать очень жирным намёком от Поднебесной и, собственно, других соседей. В скором времени появится еще и железная дорога «КНР — Кыргызстан — Узбекистан», которая упростит и удешевит транзит грузов через каспийские порты. Казахстан же, как рассказал профессор из Кыргызстана, от строительства нового ж/д маршрута только проиграет:
«Мы через их [казахстанскую] железную дорогу перевозим грузы, они получают большую выгоду от этого. Их тоже можно понять, у них свои интересы, поскольку мы являемся близким соседом. Им будет хорошо, если мы будем экономически зависеть от них. Говоря открыто, они не желают, чтобы у нас была своя железная дорога, которая принесет нам экономическую пользу и развитие», — рассказал Райымкул Мендекеев в интервью «Биринчи радио» («РЖД Партнер.ру»).
Получается, Астана настолько боится потерять западные инвестиции, что упускает из виду, что может потерять вообще весь транзит. А инвестор на такую периферию мира уж точно не полезет. И негативный опыт Финляндии, которая катится под откос, не даст соврать.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA