79 глава. Праведник, царь, муж и, наконец, отец. Или наоборот?
У царя Давида было много жён и наложниц, которые ему нарожали приличное количество дочерей и сыновей. Только по именам в Библии упомянуто 19 сыновей, а сколько не упомянуто нам не ведомо. Во Второй Книге Царств описаны отношения Давида с некоторыми своими непутёвыми сыновьями. Непутёвые это те, которые не ходят путями Божиими. А те, что ходят, те - путёвые. Путёвых – единицы во всей Библейской и постБиблейской истории. Все остальные – непутёвые заблудшие грешники, одним словом – непутёвые. Отношения отца царя со своими сыновьями интересны сами по себе, в том смысле: А кто же побеждает царь или отец и в каких случаях? В истории таких случаев - легион, но в памяти будущих поколений, как правило, остаются только те поступки или слова, когда царь отец не делал преимуществ или послаблений для своих сыновей. Наиболее расхожий для нашей страны пример Сталина, который не стал обменивать своего сына, попавшего к фашистам в плен, на фельдмаршала Паулюса. В моей жизни тоже был похожий случай, но, конечно, гораздо более мелкого масштаба. Я в свои 18 лет при выборе факультета в Политехе не знаю уж кем ведомый, но сам точно уже не помню почему, может даже шкоды ради для (откуда мозги в 18 лет?), но сдал документы для поступления на факультет, где деканом был мой батя, который там был фактически и царь, и бог, и воинский начальник. Во всём Политехе он был, конечно, не государь, но один из великих князей, это точно. Мы с ним не смогли пройти это испытание, потому что он понудил меня забрать документы и отдать их на факультет своего друга, так я стал тёплым энергетиком, хотя был шанс стать машиностроителем. Не судьба... Кому повезло больше отечественной энергетике или Российскому машиностроению сказать не берусь…, но не довелось нам с батей вкусить сладостей этого испытания. Господь, я так полагаю, имел на меня другие планы, отличные от моих. И я Ему за это премного благодарен. Я полюбил пламя, горение, энергию и сам процесс производства и преобразования её из одного вида в другой. Всё в этом мире есть тепло-и-массообмен в неразрывно связанных между собой сообщающихся духовной, душевной и материальной сферах этого видимого и невидимого мира. Побыть сынком великого князя мне не довелось, однако мне удалось в полной мере познать прелесть быть сыном поверженного князя, когда враги вынудили моего батю уйти из института по их собственному желанию, и воцарились в институте, а мне было учиться ещё три года. Это был отдельный номер русско-еврейских народных плясок с выходом и с заходом... Но, слава Богу, в Политехе остались не только его враги, но и скрытые друзья, которые не дали мне сгинуть, «топливо истратив»... И поэтому, а также ещё и потому такая тема во мне живо будит совсем нескучные воспоминания и вызывает сугубо неравновесные эмоции разного градуса накала и степени турбулентности. Как говорят грубые люди, Господь нам посылает некоторые испытания и скорби, чтобы мы не очень быстро сдохли от счастья, а ещё немного помучились пока энтропия не шибко быстро возрастает.
То место в Писании, которое меня зацепило записано так:
«И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, – не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее. И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье. И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки, и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди, и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И [Фамарь] сказала ему: нет, [брат]; прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила. И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? – но теперь молчи, сестра моя; он – брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего. И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался, [но не опечалил духа Амнона, сына своего, ибо любил его, потому что он был первенец его]. Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его. Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: «поразите Амнона», тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны. И поступили отроки Авессалома с Амноном, как приказал Авессалом. Тогда встали все царские сыновья, сели каждый на мула своего и убежали. И едва только сказал он это, вот пришли царские сыновья, и подняли вопль и плакали. И сам царь и все слуги его плакали очень великим плачем. Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому [в землю Хамаахадскую]. И плакал [царь] Давид о сыне своем во все дни. Авессалом убежал и пришел в Гессур и пробыл там три года. И не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился о смерти Амнона.», (2Цар.13: 2-22,28-29,36-39).
Попробуем разобраться с именами персонажей этого фрагмента жизни Давида. Есть мнение, что Имена в Библии обозначают Божественное предназначение человека, его сущность предопределённую Сущим. И когда это не совпадает с фактическими словами и действиями человека, то говорится примерно так - задумано то было вишь ты как, а вышло то оно, вон чё!!!))). Но, вернёмся к именам собственным. Амнон - переводится на русский, как "Преданный". Фамарь - "Финиковая пальма". Ионадав - "Яхве явил Свою щедрость", иными словами “Благоволение Божие". Авессалом –"Отец — это мир" или "Отец мира". Таким образом, получается из сопоставления смыслов и сущностей участников, согласно их Библейским именам, что по воле Божией Преданный вкусил (познал), как ему казалось до вкушения, вкусный и желанный запретный плод, который оказался ненавистно горьким, и выплюнул его на попрание, за что его и наказал смертью отец мира сего, дабы обеспечить мир. Как говорит святой князь и генералиссимус Суворов Александр Васильевич: "Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, — должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая". Амнон - Преданный, в том числе и на смерть. Но, без участия Давида, своего отца земного.
Прошло три года и Давид решил вернуть своего сбежавшего сына в свой дом, простив ему убийство брата и своего первенца. Дело описано так:
«И заметил Иоав, сын Саруи, что сердце царя обратилось к Авессалому. И сказал царь: пусть он возвратится в дом свой, а лица моего не видит. И пошел Авессалом в свой дом, а лица царского не видал. Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал. И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лице царя. Если же я виноват, то убей меня. И пошел Иоав к царю и пересказал ему это. И позвал царь Авессалома; он пришел к царю, [поклонился ему] и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома.», (2Цар.14:1,24-25,28,32-33).
Между тем совсембезнедостаточный захвалёный красавец Авессалом вынашивал "красивый" план благодарности отцу за то, что он его простил. В планах сына было задумано убить своего отца, чтобы самому стать царём, покупая поддержку евреев политическим обещанием положительного разрешения их судебных тяжб в том случае, если бы он вместо отца судил бы их споры. Вот как он действовал:
«И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. (2Цар.15:2-5) Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи [Боже мой!] разрушь совет Ахитофела. И пришел Хусий, друг Давидов, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим.», (2Цар.15:6,9-10,13,31,37).
После такой подготовки заговора Авессалом выбирает безвредный для себя способ убийства своего отца, как-то так, чтобы и старого отца порешить наверняка и народного бунта не заполучить за доброту свою и ласку.
«И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек и встану и пойду в погоню за Давидом в эту ночь; и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя и всех людей обращу к тебе; и когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире. И понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым.», (2Цар.17:1-4).
Ахитофел переводится на русский, как – "Брат лжи и глупости“. С такими сёстрами - хоть куда, хоть к черту в пасть!
Но Давид решил не покоряться не самой доброй воле своего сына и отдал своеобразный приказ своим военачальникам идти на войну с ним:
«И приказал царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе. И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал. И увидел это некто и донес Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома висящим на дубе. Иоав сказал: нечего мне медлить с тобою. И взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе. И окружили Авессалома десять отроков, оруженосцев Иоава, и поразили и умертвили его. И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство. А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой! И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих; ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее; итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне. И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред лице царя [к воротам]; Израильтяне же разбежались по своим шатрам. И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь [Давид] избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей [из царства своего] от Авессалома.», (2Цар.18:5,9-10,14-15,32-33,19:1-9).
Ох уж этот непослушный Хусий!? Хусий в переводе с древнееврейского на русский означает – торопыга. Поторопился растрепаться Давиду, что Иоав убил Авессалома, тот и расплакался. А если бы подождал месяц другой, глядишь всё обошлось бы без лишних слёз. Ведь имя Иоав по-русски значит Бог Отец. С Ним не принято спорить. Как Он решил, так и убил, значит так и хорошо.
Вот такие безрадостные отношения были у царя Давида с некоторыми своими сыновьями. Сплошной «плач и скрежет зубов». Да и есть от чего горевать. Первенец оказался половым злыднем и насильником своей сестры, другой сын стал братоубийцей и нацелился стать отцеубийцей. Кто виноват, что сыновья приносят отцу слёзы скорби? Что нам сообщает этими фрагментами Господь? Чему научает?
Давид знал, что его сын желает его убить и никто вроде не мешал ему пойти к нему. Сын убил бы отца, а сам остался спокойно жить и править Евреями. Этот плач Давида кажется притворным, как вам кажется? И, кроме того, такое желание умереть вместо сына, а тем более вместо такого сына, это неблагодарно в отношении Бога и безответственно в отношении своей армии, своей страны и своего народа.
Давид одновременно был пророком–праведником, рабом и помазанником Божиим, царём-владыкой над Божиим народом, мужем и отцом. История его жизни поставила в этом разрезе многих ипостасей предо мной три вопроса. Первый: Что важнее в глазах Божиих: хороший отец, добрый царь или верный праведник? В этом вопросе прилагательные хороший, добрый, и верный означают - хороший в глазах Творца. Второй: Как Богу угодно, чтобы муж исполнял свои обязанности отца и пользовался правами отца от момента зачатия сына до того, как «оставит он отца своего… и прилепится к жене своей»? Третий: Как после этого должны строиться отношения отца и сына?
По моему опыту изучения Священного Писания Библия редко прямо отвечает на тот вопрос, который возникает у меня. Приходится искать ответ. И этот поиск доставляет подлинную радость. Часто подсказки приходят, когда в качестве примера для подражания осмысливаешь слова Господа, сказанные о Своих угодных Ему любимчиках или о людях не годных для дела Божьего, то есть о негодяях.
В ответе на первый вопрос, как я понимаю, нужно исходить из того, что все ипостаси мужа и отца почти одинаково важны для Бога, ибо Он говорит, люби Меня всем своим существом без остатка, люби себя, как Меня, и люби ближнего своего, то есть в данном контексте - своего сына, как себя. В этом месте сравнение "как" означает не равенство, ибо его нет, не было и не будет, а нераздельную иерархию. Первое место – Творец, второе - сам (твое предназначение, то зачем тебя в жизнь призвал Творец), третье - все твои домочадцы, люди, зависящие от тебя, дети, помощники, ученики и таки далее. Бог говорит, что полноценному человеку, которому Бог помог стать малой троицей (Дух Господний + Муж + Жена = один полноценный Человек), нужно быть творцом (плодиться), потом отцом (размножаться), и, наконец, стать владыкой своего мира, им владеть и за него радеть одновременно и нераздельно. Из сопоставления этих благословений Бога человеку выходит, что на первом месте для всякого находится верность. На втором - мужу быть отцом. И на третьем - каждому своё предназначение от Творца, то есть сотрудничество с Ним (кому-то быть царём, кому-то – звонарём))). Мой челословский (по аналогии с богословским - челословский) вывод таков: плохой отец не может быть хорошим царём. Судя по отношению Господа к Давиду у Него другое мнение, как вам кажется? Что скажем? Будем пытаться познать, понять и принять истину.
Хороший пастух, доблестный воин, искусный интриган, талантливый военачальник, царь маленькой Иудеи... Так вёл Господь Давида к царствованию. На этом пути нет отдельного этапа отцовства. Но на каждой стадии Давид совершенствовал своё искусство выживания, ловли в свои сети человеков, и последующего управления выловленными. Искусство всё вообще, на мой взгляд, основано в лучшем случае на фантазиях, а в худшем на злоупотреблении доверием или умышленном на обмане, но в любом случае на виртуальной выдуманной замене подлинной жизни. Зрелища и развлечения, балаган, театр и лицедейство, актёрство, клоунада - первые шаги на этом пути сатанинского цифрового обмана. Высоцкий честно и мужественно про актёрство и лицедейство написал: «Я не люблю манежи и арены на них миллион меняют по рублю…»
В поисках ответа на второй вопрос Библия не даёт ни примеров, ни рекомендаций, ни советов, ни законов. Я так понимаю, что это означает очевидное указание на то, что отец должен воспитывать своего сына на своём примере всей своей жизнью, то есть сын должен быть много времени рядом с отцом, питаться с ним, пить с ним, дышать с ним, говорить с ним и молчать с ним, учиться жить как он с Богом, с женой, с друзьями и врагами, со всеми ближними и со всем миром. Этого времени должно быть достаточно, чтобы сын смог впитать в себя весь дух, все умения и все устремления, которые от отца исходят, переходят к сыну, и сын их развивает, совершенствует…
Отношения у Давида с сыновьями были разными. И воспитал их Давид тоже по-разному. Об этом говорит мой жизненный опыт. Сколько я их не видел все дети у одних и тех же родителей всегда разные и отношения между ними тоже у всех свои особенные. Среди сынов Давида был Соломон, но был среди них и Амнон, который изнасиловал свою сестру Фамарь. Был Авессалом, который убил Амнона за совершённое злодеяние, а потом воевал против своего отца Давида и хотел его смерти, чтобы самому стать царём.
Давид не казнил своего сына за изнасилование своей дочери, хотя тот, как минимум дважды по законам Божиим, должен был быть предан смерти. Почему? –Библия говорит, что это потому, что он любил Амнона, своего первенца. Вот. Даже у праведного царя закон Божий не одинаков для всех. На царёвых «мажоров» нет управы. Не то, что не казнил, даже духа не опечалил?! В чём тут путь Божий, в чём праведность и святость пророка и царя?
Авессалом устроил самосуд и убил Амнона. С одной стороны - возмездие, но с другой стороны - убил первенца, ибо сам хотел стать царём, а с третьей стороны вместо Бога без Его поручения воздал месть. Не хорошо. За такие дела также полагается смерть всем, кроме царских отпрысков. Более того, Давид плакал о смерти Авессалома, которого в сражении убили воины, сражавшиеся за Давида, украв у своего войска разделение радости победы со своим царём. Отец в Давиде возобладал над царём, и он предал своих братьев по оружию, своих воинов, которые шли на смерть за царя. Если он был плохим отцом, то как он смог стать и быть хорошим царём? Это похоже на Тараса Бульбу наоборот. Отец Давид любит своего сына, и защищает его от Давида царя, что бы тот не натворил. Но как-то любит Давид показательно что ли и в данном случае ещё и за счёт других?
Есть мнение, что Богу угодно сердце мягкое, как у Давида, всех ему жалко. Но у самого Давида при этом руки были не то, что по локоть, а по горло в крови. Он безжалостно истреблял мечом по велению Господа целые города и народы вместе с женщинами и детьми, освобождая место для жизни своих подданных. Но этих чужих ни Богу, ни Давиду не жалко, жалко своих и уж совсем своих ещё жальче. Избирательность в действии. Каждому - своё. Свят тот, кто исполняет волю Божию так, как этот угодно Господу, не утруждая свою совесть нравственными человеческими оценками творимого. Богу виднее, как должно быть хорошо. То, что Богу хорошо, о том судить никому не след. Не твоего ума это дело. То, что Давиду хорошо, то Урии – смерть. Это с Билейских времён так. Ничего нового. Но в Библии нет упоминания о том, что Бог велел Давиду не применять к своим сыновьям Свои Законы, данные Им всем Евреям.
По-человечески сын есть продукт деятельности отца и матери, но в ответе за результат, за то, что выросло - отец, как глава семьи. Поэтому отец должен принимать от сына всё, что бы тот не сотворил. На эту тему в Евангелии есть притча о блудном сыне. Но она не о сыне. Она об отце. Отец принимает сына любого. Это означает, что Бог приветствует такое поведение отца. Отец не отвечает перед людьми по светскому закону за мысли, слова и деяния совершеннолетнего сына. Но в отношениях отца и сына – отец не имеет права отвергнуть сына, как творец свою тварь. Так и Бог Отец даёт Сыну свободу, но он сохраняет за собой право его наказать и покарать, как смертью, так и отказом от сына. А вот земному отцу Господь такого права не даёт. И слава Богу. То, что по силам Богу Отцу, не всякому человеку отцу по …
В отношениях земных отца и сына они, возможно, должны брать пример с Троицы, в которой Отца и Сына соединяет Дух Святый, который от Отца исходит и на Сына нисходит. Земной отец своего земного сына взращивает в первую очередь своим духом, вкладывая в сына свой ум, свой опыт, свою душу, своё сердце, а не только калории и рубли. Если этого не происходит то, что выросло, то выросло и «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». После взращивания эта связь утрачивается, сын сам становится отцом, поэтому нужно успевать во времена благоприятные. В идеале земной отец, сын и тот дух который живёт между ними, образуют временную воспитательную троицу. Не гены играют главную роль, а дух. Гены могут передать цвет и разрез глаз, но если не будет передачи духа, то сияния или не будет вовсе или оно будет не то. Ныне так не принято, отец зарабатывает на жизнь, а на воспитание ни сил, ни времени не остаётся в необходимом и достаточном количестве. Пробелы восполняют как получится мамы, бабушки, дедушки, воспитатели детского сада, школьные учителя, друзья, приятели и случайные связи, встречи. Поэтому иногда получается - хорошо, в основном - так себе, но терпимо, и чаще чем хотелось бы – плохо.
Утешает в какой-то степени то, что ведь и у многих Библейских патриархов, пророков, судей и царей в части воспитания получалось, мягко говоря, не очень. У Адама с Каином не задалось, у Ноя с Хамом дело дошло до проклятия внука, Исав первенец Исаака первородство продал за чечевичную похлёбку, у Иакова – вообще беда с сыновьями, которые сговорившись брата продали в рабство, и таки далее до Давида с Соломоном – сплошные досады и горести на педагогической ниве…
Почему так? Или надлежащее исполнение отцовского долга - лишнее в глазах Бога. Сколько отец не старайся, а Господь управит по-Своему. Сам то я надлежащим образом свой отцовский долг, как я его сейчас понимаю, не исполнил. Я как раз занимался в основном добычей того, чтобы семья выжила в тех обстоятельствах, в которых мы втроём оказывались. Общение с сыном и его воспитание находились на голодном пайке остаточного принципа. Правда есть также в том, что вся моя жизнь проходила на его глазах, однако она была столь далека от праведности и святости, что … То, что сын вырос, по моему мнению, добрее и честнее меня, считаю заслуга Господа, хотя к Богу я сознательно обратился только после совершеннолетия сына. Видимо Богу было глубоко всё равно на то верю я в Него или не верю. Не в этом дело. У Него Свои планы на меня и Свои планы на моего сына. Творец каждым из нас управляет и сотрудничает с каждым по Своему усмотрению отдельно. Мы с сыном можем только сотрудничать друг с другом под общим верховным главнокомандованием Господа, как его рядовые солдаты, рабы Божии, или нет. Мы - сотрудники Божии каждый со своим предназначением, своими обязанностями, полномочиями и правами, своим вкладом в общее дело. И если мы друг с другом сотрудничаем, то промеж нас мир, лад и благодать. Как писали коммунисты: Мир-Труд-Май. А если нет, то по слову Христа может быть и не то, что гражданская, а что много страшнее, внутрисемейная война, когда «предаст же брат брата на смерть, и отец – детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их». И только в случае, если отцы и дети со Христом и Он среди них и был, и есть, и будет во веки, даёт гарантию Шалом Алейхем. Мой жизненный опыт является грустным подтверждением этого вывода. Но я искренне благодарен Господу, что Он и меня и моего сына позвал к Себе и мы, после долгих метаний и мучительных колебаний, но всё же пошли на Его зов, совершенно разными путями, но пошли… Аминь.