Найти в Дзене
Известия

Авиация будущего: новые технологии, над которыми работают крупнейшие компании

Оглавление

Концепты летательных аппаратов следующих поколений. Как будет выглядеть самолет будущего?

Авиастроение сегодня претерпевает различные трансформации. Технологический портфель сектора меняется динамично, пополняясь новыми образцами продукции и «закрытыми» разработками. Некоторые проекты теряют свою актуальность и так и не воплощаются в жизнь, но становятся основой будущего авиации. Характерной тенденцией современного этапа разработки летательных аппаратов является миграция из военной отрасли в гражданскую и наоборот. Происходит развитие технологии «двойного назначения». Разбираемся в инновациях самолетостроения вместе с программой «Наука и Техника».

Фото: ren.tv
Фото: ren.tv

С чего все началось

31 декабря 1968 года впервые в истории пассажирский лайнер преодолел звуковой барьер. Это был советский ТУ-144. В 1977 он начал летать по маршруту Москва – Алма-Ата. Однако это направление было единственным, самолет сжигал столько топлива, что просто не мог улететь дальше. ТУ-144 успел выполнить всего 55 рейсов, после чего «прожорливый» самолет был выведен из эксплуатации: сверхзвук требовал сверхрасходов.

Франко-британский «Конкорд» поднялся в небо на три месяца позже ТУ-144. Он продержался в небе 27 лет. Перелет на таком самолете стоил в пять раз дороже бизнес-класса. Роковым для сверхзвука гражданской авиации стало 25 июля 2000 года. В Париже самолет загорелся при взлете и рухнул на жилые дома, и после этой катастрофы «Конкордам» запретили летать.

«Aerion AS-2»

В мае 2014-го года частная компания из Невады представила авиалайнер будущего – «Aerion AS-2», способный долететь от Парижа до Нью-Йорка за 4 часа. Обычно лайнер, обгоняя сверхзвуковые волны, создает эффект Доплера. Конструкторам удалось решить главную проблему сверхзвука и создать более обтекаемую форму, которая помогает смягчить удар.

«Наша идея в том, чтобы сделать сверхзвуковое путешествие комфортным. Мы разработали уникальные ромбовидные крылья, они позволяют увеличить воздушную обтекаемость воздушного судна на 20%. А новый самолет летает практически бесшумно», – комментирует генеральный директор компании-разработчика сверхзвукового самолета Том Вайс.

Однако проект идеального сверхзвукового самолета оказался закрт в 2021 году. За семь лет компания так и не смогла построить ни одной работающей машины.

«Overture»

В частной американской компании разработали современный сверхзвуковой самолет с мелодичным названием «Overture». За основу конструкторы взяли строение «Конкорда», но заметно уменьшили габариты – это позволило смягчить звуковой удар. А за счет внедрения современных технологий инженерам удалось снизить расход топлива на целых 30%. По приблизительным подсчетам самолет сможет преодолеть расстояние между Лондоном и Нью-Йорком всего за 3 часа. Для сравнения, дозвуковому самолету требуется более 7 часов.

«Мы строим пассажирские сверхзвуковые самолеты, на которых сможет летать каждый. Эта работа полезна не только для современников, но и будущих поколений. Наша конечная цель добраться до любой точки мира за 4 часа и за 100 долларов», – объясняет основатель компании-разработчика сверхзвукового самолета Блейк Шолль.

Разработчики обещают, что сверхзвуковыеджеты начнут летать уже в 2029 году. Перелет на «Overture» будет стоить около 5000 долларов – столько же, сколько бизнес-класс на обычном самолете.

Электросамолет

Инженеры уверены, что сегодня надо делать ставку на электросамолеты, они позволят сделать перелеты намного дешевле. 27 сентября 2022 года свой первый полет совершил созданный с нуля электрический самолет, сконструированный в Израиле – «Авиэйшн Алис». Разработчики обещают, что самолет начнет совершать первые коммерческие рейсы уже через пять лет.

Разработчикам удалось найти оптимальные пропорции цены, качества, дальности полета и пассажировместимости. На данный момент он считается лучшим самолетом с электропроводом. Максимальное расстояние, которое преодолевает «Авиэйшн Алис» – 500 километров. Самолет может вместить десять человек.

У шведского самолета ИС-19 пассажировместимость в два раза больше, а вот дальность полета – 400 километров. Скорость электроавиации в среднем составляет 300 км/ч.

«Главная проблема – это аккумуляторы. Они недостаточно легкие, чтобы обеспечить такие же условия, как двигатель и керосин», – объясняет замгендиректора «ЦИАМ им. П. И. Баранова» Антон Варюхин.

Водородный самолет

Некоторые компании заинтересованы в водородных проектах. Крупнейшая в мире авиастроительная корпорация «Airbus» представила концепт под названием «Zero-E». Водородный самолет будущего с нулевым выбросом углекислого газа представлен пока в трех версиях – классической, турбовинтовой и футуристической. Самый большой интерес у специалистов вызвал именно футуристический тип: в гражданской авиации подобные самолеты до сих пор не строили.

Основная проблема заключается в том, что водородные баки занимают много места на борту, самолет сможет вместить не больше двухсот пассажиров.