Концепты летательных аппаратов следующих поколений. Как будет выглядеть самолет будущего?
Авиастроение сегодня претерпевает различные трансформации. Технологический портфель сектора меняется динамично, пополняясь новыми образцами продукции и «закрытыми» разработками. Некоторые проекты теряют свою актуальность и так и не воплощаются в жизнь, но становятся основой будущего авиации. Характерной тенденцией современного этапа разработки летательных аппаратов является миграция из военной отрасли в гражданскую и наоборот. Происходит развитие технологии «двойного назначения». Разбираемся в инновациях самолетостроения вместе с программой «Наука и Техника».
С чего все началось
31 декабря 1968 года впервые в истории пассажирский лайнер преодолел звуковой барьер. Это был советский ТУ-144. В 1977 он начал летать по маршруту Москва – Алма-Ата. Однако это направление было единственным, самолет сжигал столько топлива, что просто не мог улететь дальше. ТУ-144 успел выполнить всего 55 рейсов, после чего «прожорливый» самолет был выведен из эксплуатации: сверхзвук требовал сверхрасходов.
Франко-британский «Конкорд» поднялся в небо на три месяца позже ТУ-144. Он продержался в небе 27 лет. Перелет на таком самолете стоил в пять раз дороже бизнес-класса. Роковым для сверхзвука гражданской авиации стало 25 июля 2000 года. В Париже самолет загорелся при взлете и рухнул на жилые дома, и после этой катастрофы «Конкордам» запретили летать.
«Aerion AS-2»
В мае 2014-го года частная компания из Невады представила авиалайнер будущего – «Aerion AS-2», способный долететь от Парижа до Нью-Йорка за 4 часа. Обычно лайнер, обгоняя сверхзвуковые волны, создает эффект Доплера. Конструкторам удалось решить главную проблему сверхзвука и создать более обтекаемую форму, которая помогает смягчить удар.
«Наша идея в том, чтобы сделать сверхзвуковое путешествие комфортным. Мы разработали уникальные ромбовидные крылья, они позволяют увеличить воздушную обтекаемость воздушного судна на 20%. А новый самолет летает практически бесшумно», – комментирует генеральный директор компании-разработчика сверхзвукового самолета Том Вайс.
Однако проект идеального сверхзвукового самолета оказался закрт в 2021 году. За семь лет компания так и не смогла построить ни одной работающей машины.
«Overture»
В частной американской компании разработали современный сверхзвуковой самолет с мелодичным названием «Overture». За основу конструкторы взяли строение «Конкорда», но заметно уменьшили габариты – это позволило смягчить звуковой удар. А за счет внедрения современных технологий инженерам удалось снизить расход топлива на целых 30%. По приблизительным подсчетам самолет сможет преодолеть расстояние между Лондоном и Нью-Йорком всего за 3 часа. Для сравнения, дозвуковому самолету требуется более 7 часов.
«Мы строим пассажирские сверхзвуковые самолеты, на которых сможет летать каждый. Эта работа полезна не только для современников, но и будущих поколений. Наша конечная цель добраться до любой точки мира за 4 часа и за 100 долларов», – объясняет основатель компании-разработчика сверхзвукового самолета Блейк Шолль.
Разработчики обещают, что сверхзвуковыеджеты начнут летать уже в 2029 году. Перелет на «Overture» будет стоить около 5000 долларов – столько же, сколько бизнес-класс на обычном самолете.
Электросамолет
Инженеры уверены, что сегодня надо делать ставку на электросамолеты, они позволят сделать перелеты намного дешевле. 27 сентября 2022 года свой первый полет совершил созданный с нуля электрический самолет, сконструированный в Израиле – «Авиэйшн Алис». Разработчики обещают, что самолет начнет совершать первые коммерческие рейсы уже через пять лет.
Разработчикам удалось найти оптимальные пропорции цены, качества, дальности полета и пассажировместимости. На данный момент он считается лучшим самолетом с электропроводом. Максимальное расстояние, которое преодолевает «Авиэйшн Алис» – 500 километров. Самолет может вместить десять человек.
У шведского самолета ИС-19 пассажировместимость в два раза больше, а вот дальность полета – 400 километров. Скорость электроавиации в среднем составляет 300 км/ч.
«Главная проблема – это аккумуляторы. Они недостаточно легкие, чтобы обеспечить такие же условия, как двигатель и керосин», – объясняет замгендиректора «ЦИАМ им. П. И. Баранова» Антон Варюхин.
Водородный самолет
Некоторые компании заинтересованы в водородных проектах. Крупнейшая в мире авиастроительная корпорация «Airbus» представила концепт под названием «Zero-E». Водородный самолет будущего с нулевым выбросом углекислого газа представлен пока в трех версиях – классической, турбовинтовой и футуристической. Самый большой интерес у специалистов вызвал именно футуристический тип: в гражданской авиации подобные самолеты до сих пор не строили.
Основная проблема заключается в том, что водородные баки занимают много места на борту, самолет сможет вместить не больше двухсот пассажиров.