1. «Месрин» (2008)
Этот фильм французского режиссера Жана-Франсуа Рише на самом деле состоит из двух частей: «Враг государства №1» и «Враг государства №1: Легенда». Поделили его по той простой причине, что мало кто способен высидеть в кинотеатре 4 часа.
История, показанная в фильме, посвящена крайне необычному человеку — мошеннику и гангстеру по имени Жак Месрин (Венсан Кассель). Назвать Месрина обычным преступником трудно. Этот криминальный талант терроризировал Францию и Канаду на протяжении двух десятилетий. Иногда кажется, что нет таких преступлений, которые бы он не совершил. В послужном списке отвязного бандита числятся убийства, грабежи, похищения людей, кражи и другие сомнительные деяния, плохо сочетающиеся с законом и порядком. Коронный номер Месрина — побеги из тюрьмы. Удирал из под стражи он 4 раза, а во время своих канадских приключений умудрился попытаться прорваться обратно, чтобы освободить своих приятелей заключенных.
Несмотря на все попытки предстать перед народом в образе продвинутой версии Робин Гуда, Месрин не был ни революционером, ни сумасшедшим. Если он и грабил банки, ювелирные магазины и дома миллионеров, причиной этому было то, что у них попросту больше денег. Эту жутковатую простоту мотивации того, кто хочет жить за чужой счет, в принципе не считаясь с моралью, Жан Рише с блеском переносит в свой фильм. Зрелище начинается со смерти Месрина, без лишних затей застреленного полицией прямо на улице. После этой сцены нам показывают годы становления преступного гения, расцвет его криминальной карьеры и в конце второй части мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Очевидная проблема, с которой сталкивается режиссер картины, состоит в том, что ему нужно показать нам абсолютно аморального человека, которому, тем не менее хочется сопереживать. К счастью для себя, Жан Рише отдал главную роль в фильме одному из лучших ныне живущих французских актеров. Венсан Кассель идеально воплотил образ убийцы и разбойника Месрина, и одна лишь его игра делает эту картину достойной просмотра.
2. «Бостонский душитель» (1968)
С момента выхода этой картины прошло больше 50 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, она легко даст фору в пять ходов многим современным детективам и триллерам. По какой-то непонятной для меня причине большинство нынешних сценаристов с режиссерами категорически не умеют работать с историями, произошедшими в реальности. Вроде-бы все просто, жизнь уже все сочинила, возьми да и перенеси это на экран. Но нет, неугомонным кинодеятелям обязательно нужно добавить свои фантазии и украшательства, в результате чего те события, что были на самом деле, оказываются безбожно перевраны и лишены всякой логики.
В «Бостонском душителе» все устроено не так. Преследование, поимка и допросы знаменитого убийцы описаны с потрясающей детализацией. Точки зрения как полиции, так и маньяка отображены предельно четко, независимо от того, насколько они были порочны, провокационны или трагичны. Впечатляет и актерский дуэт Тони Кертиса и Генри Фонды. Они буквально живут в кадре, безупречно отыгрывая роли детектива Джона Боттомли и психопата Альберта де Сальво. В итоге мы получаем историю, в которой нет логических нестыковок и нелепых персонажей, зато хоть отбавляй драматизма и интриги, которые держат зрителя в напряжении все 111 минут, что идет фильм.
3. Сноутаун (2010)
Этот режиссерский дебют Джастина Курзеля — кинематографическое воплощение мрака и безысходности. Сюжет фильма переносит нас в депрессивный полузаброшенный австралийский городок, в котором орудует банда, состоящая из местных жителей. На счету преступников 12 жертв, убитых в период с 1992 по 1999 год.
Самое страшное в этой картине — обыденность зла. В одной сцене мы видим Джона Бантинга, готовящего ужин для своей семьи, в другой он же с наслаждением истязает своего дальнего знакомого. Случайно оброненная в ходе разговора фраза «Мне кажется, с этим человеком, что-то должно случится», становится приговором тому, в чей адрес она произнесена. Все остальные эпизоды деятельности банды показаны так же буднично, пожалуй, даже отстраненно. Курзель намеренно не расставляет акценты и не принимает ничью сторону. Ну да, происходящее тревожит, бесит и возмущает, но просто вот так оно было и в жизни. Режиссер не пытается научить нас чему-либо, он просто исследует агрессию и насилие, квинтэссенцией которых стали три монстра из австралийской глубинки.