Найти тему
Контур.Школа

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Оглавление

Способы закупок

Законодательство о контрактной системе устанавливает закрытый перечень способов закупочных процедур, которые заказчик вправе проводить в соответствии с Законом № 44-ФЗ (далее — 44-ФЗ).

Ст. 24 Закона № 44-ФЗ устанавливает следующие способы закупок:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика.

Больше информации о том, как определиться со способом закупки на вебинаре Контур.Школы. Присоединяйтесь, будет интересно!

Открытые конкурентные закупки осуществляются исключительно в электронной форме. Каковы критерии выбора способа закупки для заказчика?

Наиболее очевидным оказывается ответ на данный вопрос при определении оснований для проведения аукциона. Распоряжением Правительства РФ № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг (далее — ТРУ), закупка которых должна проводиться преимущественно путем проведения аукциона, — так называемый аукционный перечень. Обращаем внимание, что выбор конкурса как способа закупки, в случае если ТРУ включены в Распоряжение Правительства РФ № 471-р, будет неправомерен под угрозой применения мер административной ответственности (см. ст. 7.29 КоАП РФ). При этом проведение закупки ТРУ по аукционному перечню путем проведения запроса котировок или закупки у единственного поставщика возможно с соблюдением норм и требований 44-ФЗ.

Выбор способа закупки осуществляется с учетом объекта и алгоритма закупки, требований, предъявляемых к участникам, условий национального режима, критериев выбора победителя и пр.

Рассмотрим основные способы закупки, основания для их проведения, нюансы, которые должен учитывать заказчик.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика?

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ закупки, основания осуществления которой установлены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень таких оснований закрыт. Из содержания каждого пункта ч. 1 ст. 93, а их в настоящее время больше 60, заказчик определяет допустимость применения того или иного основания.

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена в трех формах:

  • в бумажной форме;
  • в электронной форме по принципу закупки с полки (ч. 12 ст. 93);
  • в электронной форме на агрегаторах торговли (ЕАТ «Березка», региональные агрегаторы).

Закупка в бумажной форме осуществляется, как отмечалось, по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Каждый пункт ч. 1 ст. 93 является самостоятельным случаем закупки у единственного поставщика. Договор заключается в бумажной форме. Содержание договора должно соответствовать положениям контрактного и гражданского законодательства.

В основном это закупки, объективно обусловленные отсутствием функционирующего рынка: закупки в сфере деятельности субъектов естественных монополий, закупки услуг ресурсоснабжающих организаций, закупки объектов интеллектуальной собственности у обладателей исключительной лицензии и др.

Кроме того, в бумажной форме осуществляются закупки малого объема по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93. Это закупки до 600 тыс. руб. с ограничением возможного совокупного годового объема закупок (далее — СГОЗ).

Бумажные закупки у единственного поставщика характеризуются простотой и оперативностью, отсутствием необходимости привлекать значительные кадровые ресурсы для подготовки и проведения такой закупки, возможностью заключить контракт с проверенным поставщиком, а также меньшими рисками допущения возможных нарушений.

Вместе с тем бумажной закупке свойственны и следующие недостатки:

  • Данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком.
  • Ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Закупка у единственного поставщика в большинстве своем реализуется как право заказчика. Исключением являются закупки по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, когда выход на них происходит в результате несостоявшейся конкурентной закупки и заказчик вынужден, так же как и единственный участник такой закупки, заключить контракт.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится конкурс (ст. 48), электронный аукцион (ст. 49) или запрос котировок (ст. 50). Открытые конкурентные закупки проводятся в настоящее время в электронной форме.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Подробнее о курсеОбучение для заказчикаПрофессиональное управление государственными и муниципальными закупками. Профессиональная переподготовка,
256 ак. часов. Диплом официального образца

Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует установленным требованиям и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 (при «переходе через ноль»), — наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

В ряде случаев проведение аукциона не допускается. Так, например, закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов (ч. 8 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Достоинства электронного аукциона:

  • Относительная простота алгоритма процедуры проведения закупки.
  • Незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика.
  • Сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога.
  • Возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • Не всегда возможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене.
  • Более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок и закупкой у единственного поставщика.
  • Невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено, например, при проведении коммерческих закупок.

Формат электронного аукциона используется, когда ТРУ входят в аукционный перечень или когда применить другие, более удобные для заказчика способы невозможно из-за существующих ограничений:

  • Закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок.
  • Если оценивать предложения участников необходимо в том числе и по нестоимостным критериям.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее оперативный для заказчика конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По общему правилу начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в закупке запросом котировок не должна превышать 3 млн руб. Однако если заказчик проводит запрос котировок по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, он вправе не соблюдать установленное ограничение по СГОЗ и НМЦК.

Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • Определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом.
  • Минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, четкой регламентации проведения.
  • Минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика.
  • Более короткие сроки для заключения контракта.

Запрос котировок имеет и ряд недостатков:

  • Высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика в связи с установлением в ст. 50 ограничений на проведение запроса котировок.
  • Отсутствие возможности направить протокол разногласий при заключении контракта. Значит, при обнаружении несоответствий у участника открываются перспективы — стать уклонистом или писать жалобу в ФАС.
  • Отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок — процедура закупки, соотносимая с аукционом, победитель также определяется по цене. Рекомендуется проводить запрос котировок в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Электронный конкурс

Электронный конкурс по праву считается самой сложной закупкой, требующей значительно большей разработки и подготовки к проведению, нежели аукцион или запрос котировок.

Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует установленным требованиям.

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, оценить возможные гарантии и т.д.;
  • часть функций по проведению конкурса можно передать спецорганизации, что очень помогает при сложных закупках;
  • заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2604 будет определять весовое значение ценового и неценового критерия для определения победителя;
  • выиграть конкурс может участник не с самой низкой ценой, но обладающий самым высоким значением рейтинга квалификации в этой закупке.

Недостатки конкурса как способа закупки:

  • Длительность процедуры.
  • Как правило, не всегда сотрудники заказчика могут похвастаться достаточной профессиональной подготовленностью для применения ценовых и неценовых критериев в целях корректного рассмотрения и оценки заявок.
  • Неправильное применение шкалы ценовых и неценовых критериев. Присвоение излишне высокого стоимостного значения — показателя цены, будет нивелировать принципы проведения конкурса и правил выбора победителя.

Выбирая способ закупки, заказчик должен учитывать многие условия, в том числе достоинства и недостатки каждого из них. При этом главной задачей заказчика при проведении закупки остается эффективная ее организация и достижение целей удовлетворения публичных нужд.