Хочу признаться — люблю фильмы про настоящих суперменов. Не тех летающих типов в нелепых нарядах из франшиз Marvel и DC, а реальных людей, спасающих человеческие жизни. Особенно когда спасённых очень много. Например, всё человечество. Конечно, в фильмах порой всё сильно преувеличено, но в периоды мировых кризисов иногда и в самом деле всё зависит от небольшого количества действующих лиц. Иногда даже от одного-двух.
К таким фильмам относятся, например, «Тринадцать дней» (про Карибский кризис, снят в 2000-м году) или «Улица Борнхольмер» («Bornholmer Straße», 2014 г.) — о начальнике погранпоста в Берлине, оказавшегося в 1989 году в критической ситуации. Не заставшим ту эпоху напомним, что в послевоенные годы разделённый Берлин сотрясали регулярные кризисы и казалось, что Третья Мировая начнётся именно здесь, когда у какого-нибудь наводчика советского или американского танка, держащего на прицеле танк противника, не выдержат нервы. Граница между ФРГ и ГДР в Берлине была тогда линией противостояния двух разных миров. И вот в таких обстоятельствах… впрочем, зачем пересказывать сюжет, когда каждый желающий может найти этот фильм и посмотреть его?
В отечественном фильме «Серые волки», вышедшем на экраны в 1993 году, тоже показан кризис, но совсем другой. Сюжет раскручивается вокруг заговора партийной элиты 1964 года против правившего тогда страной Хрущёва. Разумеется, Хрущёв в фильме показан весьма сочувственно, а вот его противники выглядят неблагодарными негодяями. В самом деле, ведь всех их именно Хрущёв поднял на высокие посты и сделал руководителями высшего ранга. Чего им ещё не хватало, зачем они задумали свергнуть собственного благодетеля? На этот вопрос фильм, сценарий к которому помогал писать С.Н. Хрущёв, сын Никиты Сергеича, не отвечает.
Разговор начался с суперменов и в этом фильме есть один. Это отнюдь не Хрущёв, не его сын, не предводитель заговорщиков Л.И. Брежнев. Даже не разоблачающие заговор ценой собственных жизней капитаны КГБ Мальков с Сорокиным. Суперменом в этом кино показан самый ловкий из всех советских политиков, Анастас Микоян. Его в фильме сыграл знакомый советским зрителям по роли Сан Саныча из боевика «Не бойся, я с тобой» киноактёр Лев Дуров.
То, что чекисты (за исключением участвующих в заговоре) показаны в фильме героями, отдающими свои жизни (в буквальном смысле) чтобы сорвать переворот, не удивительно. Фильм снимал режиссёр Игорь Гостев, в советское время снимавший кино о подвигах тех же чекистов: от «Меченого атома» 1972 года до «Загона» 1987-го. А в 1989 году он снял криминальную драму «Беспредел», после которой в народ пошла фраза из уголовного жаргона: «петух закукарекал». В промежутке, с 1975 по 1981-й, Гостев экранизировал в трёх фильмах («Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага») мемуар С.К. Цвигуна «Мы вернёмся». Цвигун в те годы был первым замом главы КГБ Андропова, в январе 1982 года покончил с собой или был убит, но речь сейчас не о нём.
В «Серых волках» Хрущёва хотят свергнуть его же соратники. Информация об этом регулярно просачивается, но Хрущёв в неё упорно не верит. А когда поверил, стало слишком поздно. Хрущёв не может опереться на армию — министр обороны Р.Я. Малиновский дал ему понять, что, цитата из фильма, «приказ, не одобренный ЦК, армия не выполнит». Хрущёв пытается возражать и давить на то, что он главнокомандующий, на что министр отвечает, что это только во время войны, а сейчас время мирное. Разъярённый Хрущёв связывается с преданным ему генералом Кошевым, командующим Киевским военным округом, который готов выполнить любое его указание. Перед Хрущёвым выбор — лететь в Москву и попытаться переговорить заговорщиков на внеочередном пленуме ЦК или же в Киев, поднимать армию и двигать её на Москву.
Когда в заговор хотят втянуть Суслова, тот возражает, что так может дойти и до гражданской войны. Его убеждают в отсутствии такого риска, но на самом деле он есть, всё зависит от воли самого Хрущёва. В этот критический момент рядом с ним оказывается Микоян, больше Хрущёву советоваться не с кем. Хрущёв отлично знает, насколько Микоян ловкий политик (в фильме он пересказывает сыну известный анекдот, что Микояну в ливень зонт не нужен, тот пройдёт между струй), но по каким-то своим соображениям просит поддержки именно у него. Микоян убеждает Хрущёва лететь в Москву, помогая заговорщикам и сливая им информацию. Тем самым он предотвращает последнюю авантюру Хрущёва, чем спасает страну и весь мир от гражданской войны в ядерной державе. Неизвестно, как там было в реальной истории, но в этом фильме именно Микоян показан настоящим суперменом от политики, как Кеннеди в «Тринадцати днях».